На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 

 

 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Бесплатная контрольная работа по финансовому праву по теме понятие финансов и финансовая деятельность государства

Назад в раздел бесплатные контрольные работы

 
 

1.    Понятие финансов и финансовая деятельность государства.

Финансовая деятельность государства предназначена для материального обеспечения государственных мероприятий. Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, свойственных современным государствам с различным общественно-политическим строем.

Финансы - это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями. Развитие которых обусловлено общественным разделением труда, наличием различных форм собственности, организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью ее субъектов, внешнеэкономическими связями.

Финансы служат экономическим инструментом распределения и использования валового общественного продукта и национального дохода на основе расширенного воспроизводства; удовлетворяют нужды обороны страны, а также социально-культурных и бытовых потребностей (образование, здравоохранение, спорт).

Финансы служат средством контроля за производством и распределением материальных благ.   

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).

Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.  

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

  Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование  - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.

 

2.  Государственные займы. Внутренний и внешний государственный долг и его обслуживание.

 

Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов - это выпуск государственных займов. В данном случае нас интересует деятельность государства как заемщика. К размещению государственных займов привлекают временно свободные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний.

Необходимо отметить, что когда правительство выходит в качестве заемщика на рынок ссудных капиталов, то это ощутимо сказывается на соотношении спроса и предложения денежных ресурсов.

Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся по этому признаку на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные - от 3 до 5 лет, и долгосрочные - свыше 5 лет.   

В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг, который возможно определить как совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Следовательно, состав государственного долга образуют не все долговые обязательства Российской Федерации, а только те из них, которые послужили объектами правоотношений по государственному кредиту.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

а) внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

б) внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В условиях кризисного состояния экономики внешний долг России является серьезной угрозой национальной безопасности. Существенные проблемы экономического развития Российской Федерации и слабое правовое сопровождение проводимых реформ являются одними из основных причин отсутствия доверия инвесторов и кредиторов к России как международному заемщику. Как следствие - наблюдается серьезное политическое обострение проблемы внешнего долга России, что требует поиска наиболее оптимальных средств по управлению внешней задолженностью.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ).

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга. Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга. Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства. Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот. Например в данной форме погашали свои долги перед Российской Федерацией, государства - бывшие республики Союза ССР. Все это выражалось в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов  (государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров).

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

 

3.  Виды преступлений, совершаемых в сфере банковской деятельности.

Сфера финансов - мощно развивающийся сегмент рыночной экономики, существенно усиливший за последнее время своё влияние на происходящее в стране.

Особенность экономической ситуации в России такова, что значительная часть финансово-правовых институтов практически не может функционировать без уголовно- правового обеспечения. При этом речь идёт не только о защите бюджетных интересов нации, но и об обеспечении интересов вкладчиков и акционеров, а также об охране законных интересов финансовых учреждений от лиц, мошеннически завладевающих кредитами ( в том числе , от лжепредпринимателей) или не желающих их возвращать , хотя бы и ценой ложного банкротства, от собственных бесчестных руководителей и учредителей, от необоснованного вторжения в их деятельность правоохранительных органов, от объединившихся в организованные группы вымогателей, наконец, от коррумпированных чиновников.

          Одной  из  наиболее  сложных  проблем  практики   применения  уголовно-правовых норм об ответственности за финансовые преступления, является определение минимального размера ущерба, наносимого деянием, достаточного для возбуждения уголовного дела (например, минимального размера незаконной валютной сделки). Соответствующий размер определяется правоприменителем, чаще всего произвольно, в соответствии с традициями судебно-следственной практики региона, а иногда просто на основе здравого смысла.

Размер ущерба, причиняемый тем или иным финансовым преступлением (в случае, если он имеет квалифицирующее значение), определяется на момент совершения преступления на основе официально установленного на тот же момент минимального размера оплаты труда или курса валют.

Финансовыми преступлениями являются лишь те, которые непосредственно посягают на совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Соответствующая категория преступлений условно разделена на четыре группы: налоговые  преступления, преступления в сфере валютного регулирования, преступления в сфере таможенного регулирования и иные преступления в сфере финансов.

Виды преступлений в сфере банковской деятельности указаны с статьях Уголовного кодекса РФ:  

Ст. 172 Незаконная банковская деятельность

Ст. 176 Незаконное получение кредита

Ст. 183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

Ст. 185 Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)

 

 

 

Список используемых правовых актов и литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

3. Постановление ВС РФ от 30.06.1993 N 5301-1 "О  государственных кредитах правительствам государств - бывших республик Союза ССР»

4. Указ Президента РФ от 31.01.1996 N 126 "О  некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации»

5.  Распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 N 1527-р «О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам - членам бывшего СЭВ товарными поставками»

6.   Постановление  Правительства РФ от 20.07.1998 N 843 «О  мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации»

7.  Курс экономической теории / под общей ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: изд-во «АСА», 1998.

8.  Ефимова Е.Г. Экономика для юристов. Учебник - м.: изд-во МПСИ, 2000

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz