На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Бесплатная контрольная работа по конституционному (государственному) праву России по теме особенности подготовки и принятия Конституции 1993 г

Назад в раздел бесплатные контрольные работы

 
 

Задача разработки проекта новой конституции России была поставлена еще первым съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году.

Принятие декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», утвержденным первым  Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 19990 года стало отправным пунктом в работе по подготовке новой российской Конституции. На этом же съезде была создана Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным, тогда Председателем Верховного Совета ОСФСР.

Первый проект Конституции России был вынесен Президентом РФ Б.Н. Ельциным на пятом съезде народных депутатов РФ в октябре 1991 года, однако документ был направлен на доработку с учетом замечаний и предложений народных депутатов и при этом принят к сведению.

Тем временем Россия продолжала жить по старой конституции принятой еще при Советской власти, в 1978 году. Будучи Конституцией одной из союзных республик, она в полном соответствии с правилами своего времени явилась фактически слепком с Конституции СССР 1977 года. Эта конституция в ряду других была наиболее развитой, декларировавшей многие демократические принципы. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международный стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства», государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Вместе с тем она закрепляла монопартийную политическую систему, в которой все главные нити управления сосредоточились в партийном аппарате КПСС. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.

 Чтобы сдержать процесс старения этой моральной устаревшей Конституции, ее неизбежного отставания от проводимых в обществе преобразований и тем самым предотвратить все учащавшиеся случаи  несоответствия и прямых противоречий в тексте Конституции, в ее статьи одна за другой вносились поправки, существенно влияющие на ее содержание. В текст Конституции была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятая 22 ноября 1991 года. Появилась возможность свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь страны, хотя и не привело к появлению крупных влиятельных партий. Были признаны право частной собственности и рыночная экономика, введен институт президента, закреплен принцип разделения властей, изменен облик федерализма, восприняты положения российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой еще в 1991 году. В Конституцию было внесено около трехсот поправок. Однако таким путем решить задачи конституционной реформы было невозможно.

Трудности возникали из за того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность норм и противоречивость подходов. Конституцию не без оснований сравнивали с лоскутным одеялом. Нередко возникали критические ситуации. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, а с другой - в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Верховный Совет России по - прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Конституция сохраняла обязанность государственных и общественных организаций, должностных лиц соблюдать Конституцию СССР и законы СССР, а также старый герб с его девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Было ясно, что у государства и общества в целом была весьма нечеткая конституционная база для дальнейших реформ.

Закрепленная Конституцией необычная для цивилизованного государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти ( Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой - либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции.

В этот период на конституционном развитии все более явно отражалась политическая борьба, развертывавшаяся в России. Вехами противостояния становились Съезды народных депутатов и сессии Верховного Совета. Согласия к сожалению не наблюдалось. Шестой Съезд народных депутатов, на котором предлагалось принять новую Конституцию, не стал этого делать. Он ограничился одобрением общей концепции, положенной в основу конституционного проекта, а также важнейших его положений, предварительно одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечаний Президента Российской Федерации.

Между тем потребность в замене старой Конституции становилась все более неотложной. России была нужна новая Конституция прежде всего для того, чтобы не просто закрепить на высшем уровне принципиальные преобразования в обществе - как те, которые уже были осуществлены, так и те, которые только развертывались, - но и изложить их в системе, во взаимном согласовании. Важно было поддержать правовую реформу, начавшуюся в сфере правосудия, где были созданы Конституционный Суд, арбитражные суды и стал вводится суд присяжных. Пересматривалось уголовное и уголовно - процессуальное законодательство. Существенные перемены происходили в сфере отношений собственности. Появились новые, не известные для России в прошлом отрасли права.

Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парламенте борьба двух тенденций - реформаторской и оппозиционной - постоянно порождала осложнения и кризисы. Эти тенденции проявлялись в решении практически любого вопроса. В период, когда началась радикальная экономическая реформа

 ( начало 1992 года)., Верховный Совет и особенно Съезд систематически препятствовали деятельности президента России, сознательно его ставили в трудное положение при выборе главы правительства и министров.

    С  марта 1993 года началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом. 20 марта Президент выступил  по телевидению и сообщил о подписании им Указа об особом порядке управления до преодоления кризиса власти, объяснив это так: «Нельзя управлять страной, ее экономикой, особенно в кризисное время, голосованием, репликами от микрофонов, через парламентскую говорильню и митинговщину. Это безвластие, это прямой путь к хаосу, к гибели России». На следующий день внеочередная сессия Верховного Совета выступила против намерений Президента. Еще через день Конституционный Суд России (девять судей из двенадцати), не имея на руках ничего, кроме телевизионного обращения, заключили, что оно «в ряде своих положений» не соответствует девяти статьям Конституции. 24 марта Президент издал Указ о назначении на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно по проекту новой конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент.

Поддержка российским обществом Президента Б.Н. Ельцина на апрельском референдуме 1993 года послужила предпосылкой заметной активизации разработки новой Конституции. Инициатива исходила непосредственно от Президента. 12 мая 1993 года президент РФ подписал Указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». В соответствии с этим Указом в июне 1993 года в Москве для  завершения подготовки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание. Его работа проходила в основном в пяти группах, сформированных из: 1) представителей федеральных органов государственной власти; 2) представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт - Петербурга; 3) представителей местного самоуправления; 4) представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий; 5) представителей товаропроизводителей и предпринимателей. В работе Конституционного совещания принимали участие также представители Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его  работе не приняли. 24 июня 1993 года Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм - фактически все статьи были изменены. В разработанный  Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии1

В июне - июле 1993 года Конституционное совещание в основном завершило подготовку проекта. Все перечисленные группы принимали в его работе активное  участие. Существовал и депутатский проект  Конституции, как ни странно главное отличие между ними состояло в том, что президентский проект предусматривал институт сильного Президента, а депутатский исходил их идей парламентской республики. Достоинством президентского проекта было то, что он имел четкую юридическую форму, тогда как в депутатском проекте отмечался крен в сторону декларативности, политико - програмных положений. Наряду с президентским и депутатским проектами на Конституционном совещании внимательно рассматривались все другие проекты, предложения, замечания, присланные различными коллективами, организациями, учреждениями, политическими партиями и отдельно гражданами.

С осени 1993 года конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власти имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. При этом достижение согласия становилось невозможным, обе ветви власти все чаще стали апеллировать к народу, а паралич власти усиливался.

12 сентября Президент подписал Указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации № 1400, который, не прекращая действия Конституции в части, не противоречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народный депутатов и Верховного Совета. При этом отмечалось, что «Безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти». Полномочия народный депутатов прекращались.

Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие положение о федеральных органах власти на переходный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года. В действие тогда же вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы,  разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Приостанавливалась деятельность Конституционного Суда. По существу, временно вводилось президентское правление.

В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на статью 121. 6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б.Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице - президенту А.В. Руцкому. Верховный Совет оценил действия Президента  Ельцина, как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Оппозиция находила основания для своих действий в Конституции, которая была ею же создана для ее интересов, а Президент опирался на поддержке избирателей и субъектов Федерации, полагая, что противоречивая и устаревшая конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. Важно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж, государственный переворот.

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, кризис породил общественные беспорядки и силовые действия, которые повлекли смерть многих людей. В Москве действовало чрезвычайное положение, был приостановлен выпуск некоторых газет. Антипрезидентские действия были подавлены силой армии.

Президентом был издан Указ о правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации от 7 октября 1993 года, который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов

После октября 1993 года была проведена доработка

 конституционного проекта. Он был уточнен с учетом поправок, предложенных субъектами Российской Федерации, общественными организациями, специалистами. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Спорные вопросы, затрагивающие теорию конституционного права и требовавшие порой новых решений, передавались на рассмотрение специально созданной Комиссии конституционного арбитража, состоящей из высококвалифицированных юристов. 12 декабря 1993 года окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, в результате которого нынешняя Конституция вступила в силу.

    Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 года, состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не  принятой Конституцией

    во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных  избирателей, или 54, 8 %. За принятие  Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58, 4 % избирателей, принявших участие  в голосовании.1

 Одновременно  в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации.

    Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.

Новая Конституция России - документ, который несомненно отразил характерные черты времени и условия, сложившиеся в стране. В ней нашли выражение и развитие ведущие тенденции современного конституционализма, найдены интересные, привлекающие особое внимание ответы на ряд актуальных вопросов  в области государства и права, социальных отношений.

 

Список использованной литературы

 

 

1.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.   

    Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М., М., 1998 г. 

2.  Конституция Российской Федерации научно - практический

    комментарий. Под редакцией Б.Н. Топорина. М., изд. ЮРИСТЪ.  

    1997 г. 

3.  Конституция РСФСР 1978 года. Издательство «Известия»

    1982  год.    

4.  Конституция Российской Федерации - России. - М.: Известия,

    1992 год. 

5.  Указ Президента  РФ «О поэтапной конституционной реформе в

    РФ» от 21 сентября 1993 г. № 1400. Газета Труд от 22 сентября

   1993 г. № 218 

6. Указ президента РФ  «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации». От 12 мая 1993 года № 669 

7. Конституционное совещание. Стенограммы, материалы,  

    документы. М., 1995

 

 

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz