На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

   
 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Бесплатная контрольная работа по философии по теме функции философии, проблеммы  материи, основные принципы  диалектики, проблеммы и перспективы современной цивилизации, проблема  человека в  истории  философии, характеристика  генезиса права

Назад в раздел бесплатные контрольные работы

 
 

 

Вопросы контрольной работы

 

1.Функции философии.

2.Философские проблемы материи.

3.Основные принципы диалектики.

4.Проблемы и перспективы современной цивилизации.

5.Проблемы человека в истории философии.

6.Характеристика генезиса права.

 

Функции философии

 

1. Мировозренческие фунции философии

 

«Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» - именно так определил сущность данной функции немецко-

французский мыслитель ХХ века, А. Швейцер.

а) Гуманиститческая функция

Философия помогает осмыслить жизнь, ее смысл и укрепить свой дух. Что же делает философия, чтобы выполнить указанную функцию? На это очень подробно ответил В.С.Соловьев. « ... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, — говорил он в своей лекции в 1880 году в Санкт-Петербургском университете, — пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным.»

б) Социально-аксиологическая функция

Среди ее подфункций важнейшими являются: конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание одной из них раскрывает представления о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И. Новгородцев. Он писал, имея в виду задачи (или функции) философии: «В содержание общественной философии вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических «последних» состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами.»

в) Культурно-воспитательная функция

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она определяет теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально действительного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

г) Объяснительно-информационная функция

В этой функции выражено основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации.

 

2.Методологические функции философии

 

Метод есть определенным образом упорядоченная деятельность, совокупность приемов по достижению познавательной цели - истины. Соответственно методология - учение о методе, теория метода. Метод - это тоже знание, но по особому организованное и примененное. Если теория есть движение мысли по структуре объекта, то метод представляет собой движение по структуре теории. То есть это знание, используемое не просто для объяснения мира, а в качестве средства, инструментария приращения знаний, для получения новых истин.

Рассмотреть эти важные проблемы, связанные с методом научного познания помогают такие функции философии:

а) эвриститческая – функция выражает себя в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий;

б) координирующая – есть,  координирование методов в процессе научного исследования;

в) интегрирующая – имеет способность устранять разграничительные рубежи между научными дисциплина и выявлять их естественные связи;

г) логико-гносеологическая - заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Философские проблемы материи

 

МАТЕРИЯ (лат. materia - вещество) -это философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла; 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом. Историко-философское изучение  генезиса и развития категории "Материи" осуществляется, как правило, путем анализа трех основных этапов ее эволюции, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Во-первых, это связано с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Такую попытку постижения мира предприняли ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые тем самым внесли коренные изменения в мифологическую картину мира. В результате ионийские философы расширили контекст мифологического понимания за счет включения в него безличных и концептуальных объяснений, базирующихся на наблюдениях за природными явлениями.

Во-вторых,  становление категории материи связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о материи, она его лишь несколько углубила, ибо материю, равную субстанции наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие материи обнаруживается в работах у Галилея и в "Математических началах натуральной философии" Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство макротел - масса - становится определяющим признаком материи. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Отсюда и сформулированный впоследствии М.В. Ломоносовым и Лавуазье закон сохранения материи,  как закон сохранения массы, или веса, тел. Таким образом, для второго этапа характерно то, что: во-первых, материя интерпретируется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется прежде всего "сама по себе" вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие материя обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания.

Концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теорияи,  которая ассимилировала диалектический метод Гегеля, подвергает ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл; К.Марк и Ф. Энгельс трактуют материю  уже как философскую абстракцию; определяют статус материи в рамках основного вопроса философии (об отношении мышления к бытию); вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца 19 - начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о Материи как о том, "что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения" (Плеханов). Классическое определение материи принадлежит Ульянову- Ленину: «Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,  которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует  независимо от них». Данное понятие может быть определено не иначе, как только через отношение материи к сознанию: понятие материи "не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им".

В рамках современной философии многии естествоиспытатели продолжают использовать в своей деятельности понимание материи как субстратной первоосновы вещей, то есть вещества. Современная философия ориентирована на построении новых онтологий (учений о бытии).

          Основные принципы диалектики

 

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей. Принцип диалектики - это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его "дух".

 

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму - развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи. Все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет – часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их сосуществования и развития. Отношение – одна из форм связи, всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Тип связи отражает уровень организации материи. Так в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение – отталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через социальные формы бытия: симпатия – антипатия, классовая борьба, содействие, противодействие. Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные. Связь как понятие философии позволяет рассматривать принципы философии во взаимодействии, в союзе.

Принцип причинности. Причинность – один из видов связи, именно как генетический тип связи явлений: одно явление неизбежно порождает другое. Появление нового качества всегда имеет причину.

Принцип историзма. Любая вещь, процесс возникает, проходит главные этапы своего существования, а затем исчезает, погибает. Скажем, планета Земля возникла примерно 6 млрд. лет тому назад. В своем возникновении Земля прошла этапы становления из раскаленных газовых туманностей, достигла современного состояния. Ф. Энгельс уверенно говорил о ее остывании и неизбежном превращении в холодную безжизненную планету типа Луны.

Но если вдуматься, то природа, материя вечна, неуничтожима. Мы видим только ее фрагменты, историю этих фрагментов природы. Поэтому лучше говорить не о принципе историзма относительно природы, а о принципе эволюции. Формы историзма различны. Социальный аспект историзма связан с пониманием того, что общественная история закономерна, необратима и развивается направленно. Появление качественно новых социальных структур и систем вероятно.

Методологически принцип историзма позволяет верно оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущего развития.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое - это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое - процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

 

Проблемы и перспективы современной цивилизации

 

Возникновение понятия цивилизация (близкое термину "культура") традиционно относимо к 18 веку, когда французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, - "цивилизованным". Осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу)  это все  предопределило широкое распространение понятия цивилизация.

Во-первых цивилизация  рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А.Тойнби, П. Сорокин); во-вторых, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательной стратификации и формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс); в третьих цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий  характер (К. Ясперс); в четвертом цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер); в пятом цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и такая трактовка, когда цивилизация является проявление духовной сущности человека. Во всех перечисленных концепциях прослеживается  глубокая связь культуры и цивилизации.   

Помимо «культурной» цивилизации наука рассматривает особый тип цивилизации, которую можно назвать «техногенной». Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения  являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становлениия и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.

Восточный тип цивилизации получил название «традиционного общества». Геопоплитически он связан с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственных образований мумульманского мира. Эти культуры самобытны и, вместе с тем, они имеют некоторые общие черты. Они прежде всего были ориентированы на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образы поведения, впитавшие в себя опыт предков, рассматривались как высшая ценность. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, веками воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры.  

В современном мире нет таких ярко выраженных «идеальных типов» цивилизации. Взаимодействие и трансформация культур способствуют слиянию сфер  жизни и созданию «единой всеминой цивилизации».  

 

Проблема человека в истории философии

 

Человек из определения философского словаря это - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Человек - это в известном смысле все" (Шелер). В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности (неспециализированносгь, "гоминидная триада"), но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзи-стенциалы здесь - это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как "разумное животное") и социальности ("Человек - это политическое животное"). Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания. Следует однако помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. Идея личности, также как и проблема человека, оформляется в философии и культуре далеко не сразу. Для философии античности и Древнего Востока человек - это в первую очередь фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом (атманом, логосом, идеей), а его жизненный путь определен законами судьбы. Вместе с тем уже на этапе древней философии можно зафиксировать некоторые существенные отличия в понимании человека между Востоком и Западом. Восток не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре. Для восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратко- временным соединением космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом. В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Человек у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях. Альтернативой Платону в античности стал Аристотель, обосновавший укорененность человека в природе, основные потенции которой он наиболее совершенно воплощает в вегетативной и сенситивной частях своей души. Рассматривая душу как энтелехию тела, Аристотель, в противоположность Платону, примирил человека не только с природным миром, но и с самим собой, ориентировав его на достижение счастья в конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души.  Средневековая философия, провозгласив человека "образом и подобием Бога", впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.

 

Характеристика генезиса права

 

Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – это понятие права и его осуществление. Поэтому и характеристику генезеса права, я думаю следует делать стех же позиций В науке сформулирован ряд определений общего понятия права. Так, позитивное право, соответствующее объективным требованиям права (правовой закон ), определяется как общеобязательное формальное равенство; как равная мера (масштаб, форма, норма) свободы, обладающая законной силой; как справедливость, имеющая силу закона; как общеобязательная форма равенства, свободы и справедливости; как общеобязательная система норм равенства, свободы и справедливости.

В более развернутом виде определение общего понятия права (правового закона, позитивного права, соответствующего объективным сущностным свойствам права)  сформулировано так: право - это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

С принципом формального равенства связано и понимание права как всеобщей и необходимой формы свободы людей. Как выражение формального равенства право представляет собой всеобщую форму общественных отношений независимых друг от друга субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Такая независимость субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы.

Право - это форма свободы людей, т.е. свобода их воли. Этот волевой момент присутствует в различных определениях и характеристиках права в качестве волеустановленных положений (Аристотель, Гроций), выражения общей воли (Руссо), классовой воли ( Маркс и марксисты).

 Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Всемирная история представляет собой прогрессирующее движение ко все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

Историческое развитие права и свободы в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права - формального (правового) равенства - первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов.

Между тем бывает, что представления о праве противопоставляют представлениям о  свободе, сопоставляют право и справедливость, право и равенство. Это обусловлено тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которые зачастую носят антиправовой, произвольный, насильственный характер.

Так, уже софисты отвергали правовое равенство с позиций аристократических и тиранических представлений о свободе как праве "лучших" на привилегии и произвол, как праве сильных господствовать над слабыми. Аналогичный подход в XIX в. развивал Ф. Ницше . Религиозно-аристократическую концепцию "свободы личности" (в духе апологии неравенства и критики равенства) обосновывал в XX в. Н.А. Бердяев.

Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость. Ведь справедливость потому собственно и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

Общественныые отношения опосредуются правовой формой - право выступает как всеобщая форма, как общезначимый, одинаково справедливый для всех субъектов права (различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению) масштаб и мера регуляции. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно - меры равенства, свободы и справедливости) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга).

По смыслу и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

 

Список используемой литературы:

 

1.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В., М, «Юристъ»., 1999.

2.Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник. М., ИНФРО М-НОРМА, 1997.

3.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., «Политиздат», 1992

4.Андреев И.Л. Происхождение человека и ощества. М., «Мысль», 1988г.

5.Философский энциклопедический словарь. М., «ИНФРА-М», 1997      

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz