На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Бесплатная контрольная работа  по теме  общеуголовная полиция в  конце IXX начале XX века, создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 году, организация работы  сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. "Об организации сыскной час ти".

Назад в раздел бесплатные контрольные работы

 
 

ПЛАН:

 

1. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга

в 1866 году                                                                                     с. 3

2. Организация работы сыскных отделений по Закону

от 6 июля 1908 г. "Об организации сыскной части"                          с. 10

3. Список использованной  литературы                                           с. 16

 

 

Создание специализированной сыскной полиции

Петербурга в 1866 г.

 

Старая дореформенная судебная  система противоречила потребностям буржуазного развития страны. Она находилась в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы).

Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало, равно как и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и дикий произвол1. Все это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой и работой уголовной полиции.

Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов (С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном Совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:

1) Учреждение судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа провозгласила: отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей; создание всесословных судебных органов; равенство всех перед судом; суд присяжных; выборность мировых судей; прокурорский надзор за законностью судопроизводства

    Отмена крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку прежде крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский. аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников.

 После крестьянской реформы положение изменилось, отсюда у правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции.

С целью усиления полиции были проведены следующие меры:

1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо избрания его дворянским собранием.

2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах - отряды сельской стражи.

В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать, что полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.д.), в городах - дворники.

3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.

4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.

5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками).

Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь - на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.

    Увеличивался аппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских округов, включавших в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. В отдаленных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды. В связи с массовым строительством железных дорог для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тыс. человек.

Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов.

Непосредственным поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на императора Александра II.

Бурное развитие капитализма, резкое увеличение численности городского населения способствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринять определенные организационные меры. В частности, еще в 1866 г. при Петербургском градоначальнике было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска.

Одновременно с реформированием полиции была проведена и тюремная реформа. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственной тюремной системы. Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главное тюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. - в составе Министерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и т.д. были ликвидированы.

 Вместо сословных тюремных учреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:

1) крупные тюрьмы (так называемые “централы”), такие как Александровский централ около Иркутска и др., подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении III Отделения;

2) тюрьмы общего типа, подчиненные губернским тюремным инспекциям; 3) каторжные тюрьмы. Практиковалось также заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей (Сахалина, Якутии и т.д).

 

Розыск правонарушителей, осуществлявшийся чинами общей (наружной) полиции, обремененными массой других общеполицейских обязанностей, был малорезультативным. Средний процент раскрываемости не превышал 50-ти. Видный ученый-правовед прошлого Н. Селиванов, оценивая организацию розыскной деятельности полиции, с горечью писал: «…не тому нужно удивляться, что более половины преступлений у нас остаются нераскрытыми, а тому, что другая половина раскрывается»5.

На результативности оперативно-розыскной деятельности и профилактической работы в преступной среде отрицательно сказывались разобщенность служб, занимавшихся раскрытием и предупреждением правонарушений, слабое взаимодействие полицейских формирований губерний, уездов и городов, отсутствие специализированных розыскных подразделений.

Царское правительство беспокоили как постоянно усложняющаяся криминогенная обстановка в стране, так и состояние организации раскрытия и предупреждения преступлений. В этот период центральные власти государства принимают ряд мер по укреплению полицейской службы, увеличению ее численности и совершенствованию организационной структуры. В их числе наиболее значимыми стали: объединение уездной и городской полиции (1862 г.), предоставление жандармерии права производства дознания по государственным и уголовным преступлениям (1871 г.), введение в штат уездных полицейских управлений должностей полицейских урядников (1878 г.), наконец, реформа 1880 г., в соответствии с которой III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии упразднялось и управление всей полицией в России было сосредоточено в Министерстве внутренних дел.

Среди всех этих реорганизаций и нововведений наибольший интерес представляет учреждение в 1866 г., впервые в Российском государстве, сыскной полиции Санкт-Петербурга. Раскрывая причины организации новой полицейской службы, обер-полицмейстер столицы генерал Ф. Ф. Трепов писал: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений и изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить Сыскную полицию».

Основными задачами столичной сыскной полиции стало «производство розысков и дознаний по делам уголовным, а равно исполнение приказаний градоначальника относительно мер по предупреждению и пресечению преступлений». Но, к сожалению, для более или менее успешного выполнения этих задач учредители не предоставили сыскной полиции должных сил и средств. На начальном этапе штат столичной сыскной полиции насчитывал всего 37 человек (начальник, его помощник, 4 чиновника для поручений, 18 полицейских надзирателей, 9 пи-сцов, 4 служителя). Им помогала находившаяся на связи с ними группа постоянных вольнонаемных агентов. Наряду с розыском физических лиц на чинов сыскной полиции был возложен также розыск имущества, на которое наложено взыскание по начетам.

Ограниченность личного состава не позволяла закрепить сотрудников за конкретными районами города, где они могли бы работать во взаимодействии с сотрудниками наружной полиции. Будучи сосредоточены в полицейском управлении столицы, чины сыскной полиции значительную часть времени тратили на канцелярскую работу — составление так называемых розыскных статей, справочных книг о разыскиваемых лицах и вещах, написание иных бумаг.

В 1881 г. сыскная часть была сформирована также при Московском полицейском управлении, а позже еще в девяти крупных городах России: Варшаве, Киеве, Риге, Одессе, Баку, Ростове-на-Дону, Тифлисе, Севастополе и Лодзи. Однако отсутствие централизованного руководства сыскными подразделениями, единых норм их комплектования и финансирования в масштабах государства, слабое взаимодействие между ними негативно сказывались на конечных результатах розыскной деятельности. Решение этих весьма важных для нормального функционирования сыскной службы вопросов было передано на усмотрение соответствующих градоначальств, для которых служба сыска не представлялась значимой в числе других жизнеобеспечивающих структур города.

Потребовалось 20 лет, чтобы власти Санкт-Петербурга осознали, что при существовавшей численности и объемах материального обеспечения сыскной полиции города ждать от нее более эффективной работы нереально. В 1887 г. по инициативе градоначальника столицы генерала П. А. Грессера штат сыскной полиции увеличивается более чем на 100 человек, повышаются денежные оклады ее сотрудникам и размеры выплат агентам.

Меры эти положительно отозвались на уровне деятельности столичной сыскной полиции и ее организационной структуре. В частности, в 1890 г. для более оперативного выявления лиц, совершавших преступления, разоблачения рецидивистов и людей, скрывающих свое криминальное прошлое, организуются антропометрическое бюро и фотография. Сотрудники этих подразделений осуществляли сбор и систематизацию всех данных о преступниках. Взамен действовавшей ранее регистрации разыскиваемых и сведений о судимостях в учетных книгах вводится более совершенная и прогрессивная картотечная система учетов. Позже чиновники для поручений закрепляются за полицейскими отделениями столицы, а полицейские надзиратели сыскного отделения — за участками, что обеспечивало более тесное взаимодействие чинов сыскной полиции с сотрудниками наружной полиции.

Увеличивается число регистрационных подразделений (столов) сыскной полиции. В дополнение к существовавшему ранее столу приводов, осуществлявшему оперативный справочный учет преступников и подозреваемых в правонарушениях, создается стол находок, который занимался учетом и розыском утерянных вещей, денег, документов. Вводится регистрация лиц, располагавших холодным оружием. Улучшение учетно - справочной работы помогло очистить столицу от значительного числа рецидивистов и других криминальных личностей.

В 1902 г. при сыскной полиции организуется стол учета дворников и швейцаров, где сосредоточивались сведения о благонадежности данной категории давних «общественных помощников» полиции, а также данные о судимостях и различных проступках служащих питейных заведений и извозчиков. Эти и другие меры, в том числе более тесные контакты с сыскными подразделениями других городов Империи, позволили добиться заметного снижения тяжких преступлений в Санкт-Петербурге.

Более чем сорокалетний опыт работы чинов столичной сыскной полиции и почти тридцатилетняя сыскная практика их московских коллег, подкрепленная результатами усилий по борьбе с преступностью сыскных отделений некоторых других крупных городов привели в конце концов к решению об организации в стране общегосударственной системы уголовно-розыскных подразделений. Решение это, пусть и не в полной мере, было реализовано Законом «Об организации сыскной части» 1908 года.

 

2. Организация работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. "Об организации сыскной части".

 

По Закону «Об организации сыскной части» 1908 года сыскные отделения создавались в 89-ти губернских и других крупных городах России. Разряд сыскного подразделения определялся в зависимости от количества населения и уровня преступности на территории соответствующего полицейского управления, в составе которого оно создавалось. Отделения 1-го разряда организовывались лишь в трех российских городах: Киеве, Харькове и Тифлисе; 2-го разряда — в 14 городах; 3-го — в 53 и 4-го — в 19-ти. О сыскных отделениях Санкт-Петербурга и Москвы в законе ничего не говорилось, они были поставлены вне утвержденных разрядов.

В 1911 г. был принят закон об учреждении сыскных отделений на территории Туркестанского генерал-губернаторства — в городах Ташкент, Коканд, Асхабад, Самарканд, Видный. К 1917 г. в России действовали 108 сыскных отделений.

Штат отделений 3-го и 4-го разрядов состоял из начальника, полицейских надзирателей и городовых. В отделениях 1-го и 2-го разрядов вводилась должность помощника начальника, а в отделениях 1-го разряда дополнительно учреждались еще должности чиновников, заведующих столами: личного задержания, розысков, наблюдения и регистрации. Общая численность сотрудников отделений первого разряда устанавливалась в количестве 20 человек, второго — 11, третьего и четвертого — 6 человек.

Учитывая многонациональный состав населения Российской империи, Закон учреждал при сыскных отделениях 29 должностей переводчиков. Их распределение по конкретным подразделениям было предоставлено министру внутренних дел.

На создание и оборудование сыскных отделений из средств государственного казначейства предусматривалось единовременно выделить семьдесят одну тысячу восемьсот сорок пять рублей. Законом определялись также суммы ежегодных расходов на содержание вновь созданных подразделений и размеры затрат «на предмет розыска вне мест нахождения сыскных отделений».

Закон от 6 июля 1908 года предоставлял начальникам сыскных подразделений, их помощникам, полицейским надзирателям и городовым все права и обязанности, присвоенные полиции по исследованию преступных деяний, то есть права и обязанности чинов общей полиции в области производства дознания по уголовным делам. Устанавливалось, что начальники отделений и их помощники назначаются на должность и увольняются со службы губернаторами по согласованию с прокурорами окружных судов. Прокуроры наделялись правом надзирать за работой сыскных отделений и давать их чинам поручения в отношении производства розыскных действий.

Одновременно с образованием сыскных отделений в Департаменте полиции Министерства внутренних дел было создано 8-е делопроизводство — с весьма ограниченной компетенцией в отношении общего руководства этими подразделениями. Полномочия должностных лиц 8-го делопроизводства ограничивались контролем за назначением руководящих чиновников отделений, организацией системы информации и связи между ними, определяемыми на местах правилами несения службы. Во всем остальном сыскные отделения, как и действовавшие до июля 1908 г., оставались децентрализованными, функционировали по принципу территориальной самостоятельности в масштабах «ведения полицейского управления», в состав которого входили. Подчинялись они губернаторам, под прямым руководством которых находились городские и уездные полицейские управления.

Закон «Об организации сыскной части» решал лишь общие структурные, штатные и финансовые вопросы формирования новых полицейских подразделений со специальными розыскными функциями. Их внутренняя структура, компетенция, порядок деятельности и ряд других важных организационных положений не получили в нем правового регламентирования. В результате сыскные отделения на первых порах (в течение двух лет) работали без соответствующего нормативного акта, который определял бы единые для всех правила их нормального функционирования; как говорится, они варились в собственном соку. Только 10 августа 1910 года Министерство внутренних дел издало Инструкцию чинам сыскных отделений. Документ этот состоял из 4-х разделов и нескольких приложений.

В нем конкретизировались общие предписания Закона от 6 июля 1908 года, определялись права и обязанности чинов сыскной полиции, внутренняя структура отделений, регламентировался порядок их деятельности, производства оперативно-розыскных действий.

Инструкция определяла, что задачей деятельности сыскных отделений является негласное расследование и производство дознания в целях предупреждения, устранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера, для чего чины сыска обязывались осуществлять «систематический надзор за преступными и прочими элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения». Другими словами, работа с негласными сотрудниками и наружное наблюдение устанавливались в качестве основных методов деятельности сыскных отделений.

Выявление и разоблачение преступников силами агентуры, так называемое внутреннее наблюдение, считалось более предпочтительным в работе сыскных подразделений. Чины сыскной полиции стремились обзавестись агентурой во всех слоях общества. Секретные сотрудники (агенты) вербовались среди преступного элемента, содержателей воровских притонов, скупщиков краденого, профессиональных нищих, проституток, хозяев игорных домов, а также из прислуги и других служителей гостиниц, трактиров, постоялых дворов, железнодорожных служащих, извозчиков, дворников и других лиц, которые по роду занятий постоянно общались со многими людьми. Под наблюдение агентуры сыщики старались поставить также банки, страховые общества, различные общественные и частные учреждения.

Наружное наблюдение осуществлялось штатными чинами сыскных отделений. Они работали в основном в местах скопления криминального элемента: в гостиницах, на постоялых дворах, в ночлежных домах, ресторанах, ломбардах, увеселительных и иных «злачных» местах.

Наряду с данными, полученными от агентуры и в ходе наружного наблюдения, к негласным источникам информации Инструкция относила также: а) слухи, доносы, анонимные сообщения и письма; б) сведения и справки, доставляемые лицами всевозможных профессий как за вознаграждение, так и в силу их постоянного общения с чинами сыскной полиции; в) сообщения серьезных агентов из разных классов населения, в особенности же из преступной среды; г) заявления находящихся на свободе и в местах заключения преступников. Инструкция подробно регламентировала порядок рассмотрения и работы с такими источниками информации.

Любая деятельность чинов сыскной полиции по политическим преступлениям запрещалась. Сведения политического характера, полученные сыскной полицией, начальник отделения обязан был немедленно сообщать руководителям губернских жандармских управлений или охранных отделений, не принимая никаких мер по таким сообщениям.

Чинам сыскных отделений запрещалось также производить розыск и собирать любые сведения частного характера, не имеющие отношения к обязанностям полиции по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений. К примеру, нельзя было заниматься наведением справок по личным, семейным, бракоразводным или коммерческим делам частных лиц, собирать сведения о кредитоспособности и поведении кого бы то ни было по просьбе заинтересованных в том лиц.

Инструкция 1910 г. определяла внутреннюю структуру сыскных подразделений исходя из основных направлений деятельности сыскной полиции по борьбе с преступностью. В ней особо оговаривалось, что «главную часть внутренней организации сыскного отделения составляет справочное регистрационное бюро».

Регистрационное бюро осуществляло регистрацию преступников, систематизацию всех поступающих о них сведений, установление личности преступников и других задержанных полицией лиц. При бюро находилась фотография с антропометрическим и дактилоскопическим кабинетом, а также учебный музей, в котором хранились коллекция писем и бумаг с почерками преступников, различные воровские приспособления, орудия преступлений и другие вещественные доказательства противоправной деятельности злоумышленников.

При регистрационном бюро имелась наблюдательная часть, которая осуществляла руководство работой сотрудников отделения по ведению наружного наблюдения за подозрительными лицами, проводила негласную проверку, прибывших на временное жительство в район деятельности сыскного отделения и обративших на себя внимание полиции. Здесь же сосредоточивались сведения о притонах преступников, ночлежных домах, местах сбыта краденого, содержателях воровских квартир, лицах, занимающихся сводничеством, и другие данные криминального характера.

В составе регбюро находились также стол розыска и стол личного задержания. Сотрудники стола розыска занимались выявлением преступников и их разоблачением с помощью внутреннего наблюдения и негласной агентуры. В стол личного задержания (позже переименованный в стол приводов) доставлялись все арестованные и задержанные лица, заподозренные в совершении преступлений, или задержанные во время проведения облав и обходов для выяснения их личности.

В сыскных отделениях 1-го разряда, а также Петербурга и Москвы были организованы летучие и ломбардные отряды. Чины летучего отряда несли патрульную службу на улицах, рынках, в других общественных местах, дежурили в театрах, на вокзалах, проводили облавы на бродяг и профессиональных нищих. Задачей чинов ломбардного отряда было ведение наблюдения в ломбардах и розыска в них похищенных вещей.

Основным принципом организации работы чинов сыскной полиции Инструкция 1910 г. определила принцип специализации. «Наиболее правильная и вполне соответствующая организация борьбы с преступностью заключается в специализации как общих мер розыска, так и розыскной деятельности чинов сыскных отделений по главным родам преступлений, поэтому представляется желательным, чтобы чины сыскных отделений, в зависимости от численного их состава, были бы распределены по возможности на группы или отряды», — регламентировала Инструкция. В ней выделялись три категории профессиональной преступности:

1) убийства, разбои, грабежи и поджоги;

2) кражи и профессиональные воровские организации (конокрады, взломщики, карманники, магазинные, железнодорожные, хипесные и прочие шайки) и воры различной преступной специальности;

3) мошенничества, подлоги, обманы (фальшивомонетчики, подделыватели документов, шулера и аферисты), а также контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

В соответствии с таким распределением преступников-профессионалов рекомендовалось, где это позволяла численность, личный состав сыскного отделения разделить на три основные группы, каждая из которых специализировалась бы на борьбе с определенной категорией преступников.

Однако и после принятия Инструкции 1910 г. многие существенные вопросы организации сыскной службы России, ее становления и перспектив развития так и остались нерешенными. Да и Инструкция, как отмечали многие полицейские чины, была «изложена так туманно», что открывала возможность для противоречивых толкований ее отдельных положений. Не удивительно, что на протяжении первых пяти лет своей деятельности сыскные отделения никаких серьезных результатов в борьбе с возрастающей из года в год преступностью добиться не смогли.

Материальное обеспечение и размеры денежного содержания чинов сыскной полиции были более низкими в сравнении с материальным достатком многих других категорий населения России, что приводило к большой текучести кадров — наиболее грамотные и способные служащие переходили в другие учреждения.

Стала очевидной необходимость реформы сыскной службы. И в 1914 г. Департамент полиции приступил к ее проведению. Реформа коснулась личного состава, денежного содержания, организационных форм работы сыскных отделений — системы регистрации преступников, опознания неизвестных лиц, циркулярного (общегосударственного) розыска.

 

Список  использованной  литературы

 

1 Об истории организации, становления и развития уголовного сыска в России см.: Журнал российского права. № 11. 1997, № 1. 1999, № 10. 1999.

2 ПСЗ. Собр. 3. Т. XXVIII Отд. II. № 30672.

3 См.: Гернет М. Н. Избранные произведения. М., 1974. С. 43.

4 См.: Мулукаев Р. С. Полиция в России. Н. Новгород, 1993. С. 75.

5 Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юр. вестник. Изд. Московского юридического общества. 1884. Февраль. С. 309.

6 См.: Высотский И. П. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство. Краткий исторический очерк. СПб., 1903. С. 286.

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail:OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz