На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Курсовая работа по жилищному праву по теме: Выселение из жилых помещений 2005 г.

Назад в раздел курсовые работы

 
 

Оглавление

 

Введениe

1.Понятие и виды выселения

2.Выселение с предоставлением другого благоустроенного помещения

3.Выселение с предоставлением другого жилого помещения

4.Выселение без предоставления другого жилого помещения

5. Исполнение решений о вселении взыскателя или выселении должника

Заключение

Библиография


Введение

 

Право на жилье - это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией РФ[1], причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому не случайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых "популярных" категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Поэтому представляется полезным выделить наиболее распространенные и частые ошибки общественного правосознания, встречающиеся при рассмотрении гражданских тяжб о жилье.

Анализ доводов сторон, заявляющих о своем праве на конкретное жилое помещение или, напротив, отрицающих право на таковое иных лиц, показывает: у людей сильно убеждение в том, что право на жилое помещение (право пользования им) всегда зависит от того, на чье имя был получен ордер и кто конкретно был в ордере поименован. Для кого-то выселение из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, может стать приятной процедурой. В частности, для тех, кто взамен получит другое жилье. Но для других граждан переезд связан с неприятными моментами, так как в некоторых случаях выселение граждан допускается без предоставления другого жилья.

В соответствии с новым ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке. Выселение граждан может быть:

с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма;

с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма;

без предоставления другого жилого помещения.

                 Объектом исследования является правовые отношения регулирования жилищных отношений.

                   Предмет исследования включает выселение из жилых помещений.

                  Цель данной работы – исследовать выселение как объект жилищного права.

Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:

- рассмотреть понятие и виды выселения;

- проанализировать современное законодательство регулирующие выселение из жилых помещений;

- выявить особенности данного института.

В работе были использованы труды следующих авторов: и др.

Методами исследования данной работы являются: сравнительный анализ; метод комплексного исследования; структурный анализ.


1.Понятие и виды выселения

 

 

До принятия нового ЖК в юридической литературе вопрос о содержании понятия "жилищные отношения" не имел однозначного решения, поскольку нормативное определение данного понятия отсутствовало. Однако в среде ученых-юристов стало преобладать мнение, что жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища[2]. Так, по мнению известного цивилиста Ю.К. Толстого, действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие "жилищные отношения": Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм[3].

В ст. 4 гл. 1 ЖК впервые установлен перечень жилищных отношений, т.е. отношений по поводу:

возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;

пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

пользования общим имуществом собственников помещений;

отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

учета жилищного фонда;

содержания и ремонта жилищного фонда;

перепланировки и переустройства жилых помещений;

управления многоквартирными домами;

создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

оказания коммунальных услуг;

внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Многие жилищные отношения регулируются гражданским правом. В то же время ряд жилищных отношений регламентирован административно-правовыми нормами, некоторые - производны от норм трудового и других отраслей права.

Понятие лишение жилища требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Высылку или ссылку, назначенную в качестве уголовного наказания, нельзя считать лишением жилища. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК[4]), возможна только по решению суда.

Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Ныне действующее законодательство, допуская в некоторых случаях возможность признания конкретных граждан в судебном порядке утратившими право на проживание в данном жилище, имеет тенденцию к сокращению числа таких случаев. Однако возможность лишения жилища в действующем законодательстве сохраняется. В судебном порядке расторгается договор найма с выселением гражданина из жилого помещения за не внесение платы за жилое помещение за 6 месяцев, если договором не установлен более длительный срок, а при краткосрочном найме - в случае невнесения платы более 2 раз по истечении установленного договором срока платежа, а также в случаях разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает (ст. 687, 688 ГК).

Понятия "переселение", "выселение", "отселение" и "освобождение" целесообразно рассматривать в одном контексте, так как они предполагают одно и то же - расторжение договора найма или лишение права собственности и возможное предоставление взамен иного жилого помещения[5].

Выселение граждан, которым жилое помещение было предоставлено на основании договора социального найма, производится по правилам ст. 84, 85 Кодекса. Допускается выселение из указанных жилых помещений только в судебном порядке. Уместно напомнить, что ЖК 1983 г., помимо судебного, предусматривал также административный порядок выселения граждан, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом, с санкции прокурора. В ЖК РФ[6] правила об административном выселении не включены.

Выселение, по каким бы основаниям и в каком бы порядке оно ни проводилось, во всех случаях является принудительной мерой государственно-правового воздействия. Однако выселение далеко не всегда можно квалифицировать как санкцию и тем более как меру юридической ответственности[7]. Поэтому в зависимости от причины, повлекшей необходимость выселения, российское жилищное законодательство традиционно различает: а) выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения (ст. 91-94 ЖК 1983 г.); б) выселение с предоставлением другого жилого помещения, которое может и не быть благоустроенным (ст. 95 ЖК 1983 г.); в) выселение без предоставления другого жилого помещения (ст. 98, 99 ЖК 1983 г.). Таким же образом определены виды выселения в ст. 84 ЖК РФ.

Рассмотренные варианты лишения жилища, основанные на действующем законодательстве, будут произвольными в тех случаях, когда лишение жилища происходит без указанных в законе оснований и без соблюдения установленного законом порядка. Такие действия органов или должностных лиц, а также граждан носят противоправный характер и могут быть обжалованы в суде[8].


2.Выселение с предоставлением другого благоустроенного помещения

 

 

Критерии "благоустроенности" жилого помещения определены в ст. 89 ЖК РФ. Благоустроенным считается жилое помещение, равноценное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям, а также иным требованиям законодательства и находящееся в черте соответствующего поселения. Подобные требования ранее были установлены в ст. 40 и 96 ЖК 1983 г. Новый ЖК, как и ЖК 1983 г., исходит из того, что жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся, в частности, водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств. Уровень благоустройства в разных населенных пунктах неодинаков: обычно в городах он выше, в сельской же местности полностью благоустроенными чаще всего являются лишь многоквартирные жилые дома[9]. Поэтому содержание понятия "благоустроенное жилое помещение" зависит от степени благоустроенности жилищного фонда социального использования, имеющегося в конкретном населенном пункте.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ благоустроенное жилое помещение должно удовлетворять следующим признакам:

1) помещение должно быть благоустроенными применительно к условиям данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды коммунальных удобств;

2) благоустроенное жилое помещение должно соответствовать установленным требованиям, а именно: санитарным и техническим, в том числе установленным Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правилами СанПи 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 19 октября 2001 г., СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Благоустроенное жилое помещение должно отвечать, в частности, объемно-планировочным параметрам (высота, площадь, изолированность др.), температурно-влажностным показателям (температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.).

При этом жилые помещения должны отвечать и строительным показателям (не быть аварийными, ветхи­ми, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях);

3)   жилое помещение должно быть равнозначным по
общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

                  Ранее ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что жилое помещение предоставляется и должно предоставляться с учетом нормы жилой площади;

4)   жилое помещение должно находиться в черте дан­ного населенного пункта. Законодатель не предусматривает обязанности наймодателя предоставить жилое помещение в том же районе населенного пункта.

Выселение с предоставление других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма про­изводится в следующих случаях, если[10]:

1)     дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2)  жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3)  жилое помещение признано непригодным для про­живания;        

4)  в результате проведения капитального ремонта или
реконструкции дома жилое помещение не может быть со­
хранено или его общая площадь уменьшится, в результа­те чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещени­ях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи
существенно превысит норму предоставления.

В том случае, если проведение капитального ремонта или реконструкции дома невозможно без выселения, то законодатель предусматривает несколько различных ва­риантов выселения:

1) с предоставлением жилого помещения маневренного фонда (без расторжения договора социального найма);

2) с предоставлением другого благоустроенного жило­го помещения по договору социального найма с согласия нанимателя и членов его семьи (с расторжением договора социального найма и заключения нового договора);

3) с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, т.е. с расторжением договора социального найма и заключением нового договора.

Определение варианта переселения осуществляется наймодателем. Согласие нанимателя и членов его семьи необходимо лишь для реализации второго варианта переселения. В остальных случаях при отсутствии согласия нанимателя и членов его семьи переселение производится в принудительном порядке.

Для случаев, когда в связи с выселением предоставляется благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, ст. 89 ЖК сохранил правило о том, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты, то наниматель вправе требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же количества комнат.

Таким образом, ЖК воспринял все прежние основания выселения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения и добавил к ним новое (четвертое в приведенном выше перечне).

Необходимо отметить, что и в ЖК 1983 г., и в ЖК РФ указанные правила установлены в императивных нормах. Следовательно, их выполнение является обязанностью наймодателя. Однако практика применения прежнего жилищного законодательства свидетельствует о том, что надлежащее исполнение этой обязанности происходит далеко не во всех случаях, когда наниматели, казалось бы, вправе получить новое благоустроенное жилое помещение. Многие люди в России по-прежнему живут в разрушающихся домах, в которых отсутствуют минимально необходимые коммунальные удобства: Преодолеть эту ситуацию государственные и муниципальные органы явно не в состоянии, нередко они просто самоустраняются от решения возникших проблем с традиционной ссылкой на то, что в соответствующем бюджете "нет денег". По нашему глубокому убеждению, современный законодатель совершил ошибку, не установив адекватный механизм юридической и экономической ответственности наймодателей и их должностных лиц за непредоставление тем нанимателям, которые проживают в непригодных для проживания помещениях, новых благоустроенных жилых помещений. Имеющиеся меры административной ответственности для таких случаев нельзя признать достаточными.

На практике целесообразно иметь в виду, что нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи, которые подлежат выселению с предоставлением благоустроенного жилого помещения по правилам ст. 85-88 ЖК, должно предоставляться благоустроенное жилое помещение и в тех случаях, когда эти лица выселяются из жилого помещения, не являющегося благоустроенным.


3.Выселение с предоставлением другого жилого помещения

 

Другое жилое помещение, предоставляемое в соответствии со ст. 84, 88, 90 ЖК, может не отвечать указанным критериям благоустроенности. Однако в любом случае такое другое помещение должно соответствовать критериям жилого помещения - быть предназначенным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с новым ЖК РФ, другими федеральными законами. Поэтому в качестве другого жилого помещения при выселении не могут быть предоставлены, например, помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам или не входящие в жилой фонд.

ЖК установил, что размер другого (т.е., как правило, не являющегося благоустроенным) жилого помещения в случаях выселения граждан по основаниям, указанным в ст. 90, определяется по нормам, установленным для вселения граждан в общежитие. Жилые помещения в общежитиях предоставляются гражданам из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека[11]. ЖК 1983 г. подобного ограничения не содержал. Кроме того, ранее действовало правило о том, что другое жилое помещение предоставляется в черте данного населенного пункта, а в сельской местности - в пределах территории соответствующего местного совета (ч. 1 ст. 97 ЖК 1983 г.). Кодекс такого рода норм не устанавливает. Эти новеллы свидетельствуют о большей "карательной" направленности ЖК РФ по сравнению с ЖК 1983 г. по отношению к нарушителям условий договора социального найма жилого помещения.

Граждане подлежат выселению с предоставлением другого (не обязательно благоустроенного) жилого помещения в случае, который предусмотрен в ст. 90 ЖК РФ, - если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

В соответствии с ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ[12] плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Таким образом, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважитель­ных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответ­ствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. При этом не имеет значе­ния, какая именно оплата не была произведена: в целом оплата за жилое помещение или коммунальные услуги, или в отдельности, например, оплата за отопление. Рас­торжение договора социального найма и выселение в дру­гое жилое помещение является санкцией за нарушение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и осуществляется исключительно по решению суда. В судебном заседании суд должен выяснить наличие вины должника, уважительных причин неоплаты, наличие права на льготы при оплате, законность установленного размера оплаты. К уважительным причинам могут быть отнесены задержка выплаты заработной платы, нетрудоспособность, отсутствие полной дееспособности, тяжелое состояние и др. Дееспособные члены семьи, проживающие с нанимателем, несут солидарную ответственность согласно ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ. Необходимо учитывать, что члены семьи нанимателя, не обладающие полной дееспособностью (несовершеннолет­ние, недееспособные, ограниченно дееспособные) не могут быть выселены из жилого помещения, поскольку они не несут ответственности по оплате.

Не оценивая справедливость данной нормы, хотя в идеале Право должно быть выражением Справедливости, обратим внимание лишь на самое очевидное - низкий уровень юридической техники. Формулировку данной нормы следует отнести к числу существенных недостатков ЖК, поскольку применение установленных в ней правил дает практически безграничный простор усмотрению чиновников на местах.

Во-первых, не ясно, что включается в срок, обозначенный законодателем как "более шести месяцев". Имеются в виду шесть месяцев подряд или в указанный срок могут включаться любые месяцы в период действия договора социального найма, в которые оплата не производилась?

Во-вторых, не раскрывается содержание понятия "уважительные причины" применительно к рассматриваемому случаю. Кто будет оценивать "уважительность" причин неоплаты жилья, предположить несложно - это соответствующее должностное лицо наймодателя. А можно ли, например, в местности, где отсутствует сама возможность трудоустройства или ведения предпринимательской деятельности, считать уважительной причиной невнесения платы за жилье банальную нехватку у нанимателя денежных средств?

Применение ст. 90 ЖК в нынешней редакции на практике может породить случаи произвольного лишения жилища, недопустимость которых провозглашает сам Кодекс, и существенным образом повлиять на судьбы многих людей в нашей стране. А именно, в данной главе определены основные начала жилищного законодательства, т.е. те основополагающие принципы, из которых исходит законодатель, устанавливая нормы жилищного права, а также цели и задачи, на достижение которых направлена реализация указанных норм. К ним относятся: необходимость обеспечения условий для реализации права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению, признание в качестве общего правила равенства участников жилищных отношений. При этом жилищные права ЖК определяет как права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а жилищные отношения - как отношения (общественные отношения), регулируемые жилищным законодательством (ст. 1). Поэтому законодателю было бы целесообразно более внимательно рассмотреть комментируемую норму на предмет ее корректировки.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным ЖК и иными федеральными законами. Данная норма новеллой не является, поскольку соответствующие правила содержались в ч. 4 ст. 10 ЖК 1983 г.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища действует только в отношении граждан, владеющих жилищем на законных основаниях. Поэтому например, гражданин, самоуправно (т.е. самовольно, без законных оснований) вселившийся в жилое помещение, выселяется из данного помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов совершения деяния такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 УК РФ[13]), если правомерность его действий оспаривается лицом, право которого нарушено, и если такими действиями был причинен существенный вред. Квалифицирующим признаком в данном случае является совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения.

С нашей точки зрения, важно еще раз всесторонне осмыслить саму концепцию данной нормы, оценить ее справедливость в стране, где множество людей находятся за чертой бедности и лишены надежды на трудоустройство, а многие работающие по трудовым договорам - длительное время не получают заработную плату. Минимально необходимым представляется внесение в ст. 90 ЖК изменений, устанавливающих четкие юридические определения упомянутых выше понятий, исключающих возможность неоправданного административного усмотрения и произвола на местах. В отсутствие таких изменений весьма актуальными были бы разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам применения ст. 90 ЖК.


4.Выселение без предоставления другого жилого помещения

 

Граждане могут быть выселены из предоставленных им по договору социального найма жилых помещений без предоставления другого жилого помещения в случаях, предусмотренных в ст. 91 ЖК. А именно:

1. Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

2. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Это возможно, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение[14].

Однако на практике как правило, в случае лишения родителей родительских прав органы опеки и попечительства определяют форму устройства ребенка (кроме усыновления, которое производиться по решению суда) и переселяют его к усыновителю, опекуну, приемному родителю.

Подобные основания выселения без предоставления жилого помещения были предусмотрены и прежде.

Указанные в ст. 91 ЖК нарушения могут выражаться не только в совершении активных действий, но и в бездействии, например, неисполнении обязанности, предусмотренной договором социального найма. Для того, чтобы указанные действия (бездействие) повлекли санкцию в виде выселения, они должны быть виновными, т.е. совершены умышленно или по неосторожности и находиться в причинной связи с наступившими негативными последствиями.

Выселение по указанным основаниям осуществляется в следующем порядке:

1), предупреждение наймодателем нанимателя и чле­нов его семьи о необходимости устранить нарушения, а также назначение нанимателю и членам его семьи разум­ный срок для устранения этих нарушений. Такое преду­преждение должно быть сделано в письменной форме;

2)  в случае устранения нарушения наниматель и чле­ны его семьи не подлежат выселению;

3)  в том случае, если один из членов семьи допускает нарушение, которое связано с его личностью, то выселе­нию подлежит только этот член семьи;

4)  в том случае, если нарушение не было устранено, наймодателя вправе обратиться в суд с заявлением о вы­селении. Инициировать обращение в суд могут также соседи, права которых нарушены;

5)  принятие судом решения о выселении при наличии достаточных доказательств, а также соблюдения процеду­ры выселения. Нарушение порядка влечет отказ суда в удовлетворении иска о выселении. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ[15] по делам о выселении прокурор вступает
в процесс и дает заключение;

6)исполнение решения о выселении, в том числе в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем.

Как и ранее, совершение перечисленных выше действий само по себе не является основанием для обращения наймодателя в суд с требованием о выселении соответствующих лиц. Наймодатель, которому стало известно об указанных нарушениях условий договора социального найма, обязан принять меры, предшествующие обращению в суд. Наймодатель обязан предупредить нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут разрушение жилого помещения, то наймодатель также вправе (но не обязан) назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений.

Обращение наймодателя в суд с требованием о выселении нанимателя и членов его семьи возможно тогда, когда после предупреждения наймодателя указанные лица не устраняют нарушения, указанные в ст. 91 ЖК РФ.

Помимо указанных выше оснований выселения, ЖК в ст. 91 сохранил также правило о том, что без предоставления жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным.

 


5. Исполнение решений о вселении взыскателя или выселении должника

 

Исполнение решений о вселении взыскателя (как гражданина, так и организации) производится в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем. В случае воспрепятствования должником исполнению исполнительное производство осуществляется с участием понятых, а в необходимых случаях - органов внутренних дел. Результатом исполнения решения о вселении должно быть обеспечение условий для повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением взыскателем и его проживания (пребывания) в нем. Исполнение исполнительного документа о вселении оформляется судебным приставом-исполнителем актом о вселении.

Исполнительное производство по исполненному документу может быть в дальнейшем возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. В таком случае вторично обращаться с иском в суд о вселении нет необходимости, поскольку повторное вселение производится в рамках уже начатого ранее исполнительного производства. Если же проживанию (вселению) должника препятствует лицо, которое не является согласно исполнительному листу должником, то исполнительное производство не может быть возобновлено. Вопрос о вселении в таком случае решается в судебном порядке (п. 5 ст. 76 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исполнение исполнительного документа о выселении должника осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно. Судебный пристав-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принудительного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа. Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением. Выселение производится в присутствии понятых, в необходимых случаях - при содействии органов внутренних дел с обязательной описью имущества, производимой судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества должника с возложением на него понесенных расходов. Хранение имущества должника осуществляется в срок, не превышающий трех лет, по истечении которого указанное имущество реализуется в порядке, установленном для реализации бесхозяйного имущества. Средства от реализации имущества должника направляются в федеральный бюджет. Результаты исполнения исполнительного документа о выселении должника оформляются судебным приставом-исполнителем актом о выселении.


Заключение

 

Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что:

Выселение является одним из правовых последствий расторжения договора социального найма.

Законодательство предусматривает три вида выселения:

-выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения;

-выселение с предоставлением другого жилого помещения (не обязательно благоустроенного);

-выселение без предоставления другого жилого помещения.

По общему правилу выселение допускается только по решению суда.

Выселение с предоставлением другого благоустроенного помещения является основным видом выселения.

Граждане выселяются из жилых домов государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если:

-дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

-дом (жилое помещение) грозит обвалом;

-дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.

Получаемое гражданином новое жилье должно быть благоустроенным, то есть отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть по размеру не менее установленной нормы на одного человека и находиться в черте того же населенного пункта.

Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или помещение, состоящее из того же числа комнат.

С предоставлением другого жилого помещения могут быть выселены:

-граждане, получившие жилые помещения в домах колхозов, если они исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию;

-некоторые категории лиц, занимающих общежития и прекративших трудовую деятельность в организации;

- в случае признания недействительным ордера на жилое помещение;

-иные категории лиц - в случаях, предусмотренных законодательством.

Жилое помещение, предоставляемое гражданам, выселяемым по вышеуказанным основаниям, может быть неблагоустроенным (например, лицо из отдельной квартиры может быть переселено в коммуналку).

Во всех случаях предоставляемое в порядке выселения жилое помещение должно отвечать установленным техническим и санитарным требованиям и находиться в том же населенном пункте.

Помещение, предоставляемое выселяемому, должно быть указано в решении суда.

Выселение без предоставления жилого помещения происходит в случае виновных действий нанимателя или членов его семьи и допускается в следующих случаях:

-наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение либо используют его не по назначению;

-либо систематическим нарушением правил проживания в доме делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными;

-лица, самоуправно занявшие жилое помещение.

Выселение может быть произведено по требованию наймодателя или заинтересованных лиц (например, соседей по дому).

Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены также лица, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным.

Лица, подлежащие выселению без предоставления другого жилого помещения за невозможностью совместного проживания, могут быть обязаны судом взамен выселения произвести обмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанное заинтересованной в обмене стороной.


Библиография

 

1.     Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/Российская газета от 20 ноября 2002 г. N 220

3.     Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ//Российская газета от 12 января 2005 г. N 1

4.     Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ/ Российская газета от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118

5.     14.Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Российская газет от 8 декабря 1994 г. N 238-239

6.     Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 2. - 4-е издание, перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2003, с. 328.

7.     Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР. - 4-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. В.Б. Исаков. - М., Юрайт-Издат, 2003, с. 82.

8.     Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

9.     Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., редакция журнала "Хозяйство и право", фирма "Спарк", 1995, с. 292.

10. Ледовских Н.Л. Поглавный комментарий к Жилищному кодексу РФ. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005. – С.233

11. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

12. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2001, с. 2.

13. Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г.

14. Толстой Ю.К. Жилищное право. - М., 1996, с. 25 и сл.

 



[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237

 

[2] Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2001, с. 2.

[3] Толстой Ю.К. Жилищное право. - М., 1996, с. 25 и сл.

[4] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//Российская газет от 8 декабря 1994 г. N 238-239

[5] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., редакция журнала "Хозяйство и право", фирма "Спарк", 1995, с. 292.

[6] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ//Российская газета от 12 января 2005 г. N 1

[7] Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 2. - 4-е издание, перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2003, с. 328.

[8] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

[9] Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР. - 4-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. В.Б. Исаков. - М., Юрайт-Издат, 2003, с. 82.

[10] Ледовских Н.Л. Поглавный комментарий к Жилищному кодексу РФ. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005. – С.233

[11] Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г.

 

[12] Ледовских Н.Л. Поглавный комментарий к Жилищному кодексу РФ. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005. – С.233

 

[13] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ/ Российская газета от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 г. N 113, 114, 115, 118

 

[14] Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005.

[15] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/Российская газета от 20 ноября 2002 г. N 220

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz