На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Курсовая работа по жилищному праву по теме: Жилищное законодательство 2005 г.


Назад в раздел курсовые работы

 
 

Оглавление

 

Введение                                                                     с.3

1.Понятие жилищного законодательства                       с. 6

1.1.Понятие источников жилищного права и основные принципы жилищного законодательства                                                              с. 6

1.2.Виды источников жилищного права                         с.13

2. Структура жилищного законодательства                    с.17

2.1. Конституционные нормы, определяющие
жилищные отношения                                                   c.17

2.2. Федеральное жилищное законодательство             c.19

2.3. Жилищное законодательство субъектов
Российской Федерации                                                 c.24

3.Жилищное и гражданское законодательство               c.27

Заключение                                                                   c.30

Библиография                                                                c.32

 

 Введение

Среди личных потребностей человека первостепенное значение имеют потребности в пище, одежде, жилище и другие, которые являются насущными, жизненными потребностями. Поэтому любое обращение к проблеме, связанной с жилищем, неизбежно будет иметь в качестве исходной категорию "жилищная потребность". Жилищная потребность означает нужду в жилище как объективно необходимом условии для поддержания жизнедеятельности каждого человека, для его труда, отдыха, семейного уюта.

Представление о жилищной потребности и формах ее удовлетворения формируется в зависимости от материальных условий жизни общества, от уровня его культурного развития, природных условий и других факторов. Это представление постоянно изменяется и совершенствуется. Исторический опыт свидетельствует, что никогда еще жилищные потребности всех членов общества не были удовлетворены в полной мере. Во все времена существовал и сейчас существует жилищный вопрос. Сущность его заключается в недостатке жилища. Но жилищный вопрос касается только определенной части населения - малообеспеченных, бедных, для которых полноценные жилища недоступны ввиду их дороговизны. Для богатых, обеспеченных людей жилищного вопроса в этом смысле никогда, ни в одном обществе не существовало. Для них вопрос заключается в ином - в стремлении иметь еще более роскошные квартиры, коттеджи, дворцы по сравнению с теми, которыми они владеют.

В нашей стране жилищный вопрос всегда отличался особенной остротой. С переходом к рыночным отношениям жилищная проблема решена только для разбогатевшей прослойки общества; у основной части населения "жилищный вопрос" остается нерешенным. Приходится констатировать, что этот вопрос бессмертен, он будет актуальным всегда. Одной из причин этого, наряду с другими, является и то, что постоянно возрастают требования людей к жилищу – в этом и заключается актуальность выбранной темы.

В свое время в нашей стране человек всегда был вполне удовлетворен получением от государства комнаты в многонаселенной квартире или места в общежитии, теперь же идеалом большинства людей является приобретение отдельной благоустроенной квартиры или собственного дома.

Жилищные отношения представляют собой общественные отношения, складывающиеся в связи с удовлетворением жилищной потребности граждан.

Этой категорией охватываются отношения в сфере управления жилым фондом, в том числе его государственный учет и контроль за его использованием и сохранностью; обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях найма; обеспечение правильного использования жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт и т.д. Из приведенного перечня с очевидностью следует, что среди жилищных отношений определенное место занимают отношения организационные, управленческие - публично-правовые по своей природе. Но в большей мере это имущественные отношения, основанные на равенстве их участников, т.е. частно-правовые (гражданско-правовые).

Следует отметить, что отношения, непосредственно не связанные с удовлетворением жилищной потребности граждан, не могут быть отнесены к категории жилищных (например, отношения в связи с проектированием и строительством жилых домов). К жилищным не относятся отношения по пользованию помещениями, которые не признаются жилыми (помещения в садоводческих товариществах, дачах, приспособленных под жилье вагончиках и т.п.). Только на жилищные отношения распространяется действие норм жилищного законодательства, а к отношениям, лишь отдаленно связанным с удовлетворением жилищной проблемы, эти нормы не применяются.

Цель данной курсовой работы – исследовать законодательство как объект жилищного права.

Исходя из указанной цели исследования его основными задачами являются:

- рассмотреть понятие источников жилищного права;

- проанализировать структура жилищного законодательства;

выявить особенности гражданского и жилищного законодательства.

В работе были использованы труды следующих авторов: Седугин П.И., Тихомиров М.Ю., Толстой Ю.К.  и др.

Методами исследования данной работы являются: сравнительный анализ; метод комплексного исследования; структурный анализ.

 

 1.Понятие жилищного законодательства

1.1.Понятие источников жилищного права и основные принципы жилищного законодательства

 

Жилищное законодательство - совокупность законов и иных правовых актов, нормами которых регулируются жилищные отношения.

Следовательно, предметом жилищного законодательства и, соответственно, его задачами является регулирование жилищных отношений. Жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы административного и гражданского права, а также нормы конституционного права, определяющие право граждан на жилище.

В гл.1 ЖК РФ определены основные начала жилищного законодательства, т.е. те основополагающие принципы, из которых исходит законодатель, устанавливая нормы жилищного права, а также цели и задачи, на достижение которых направлена реализация указанных норм. К ним относятся: необходимость обеспечения условий для реализации права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению, признание в качестве общего правила равенства участников жилищных отношений. При этом жилищные права Кодекс определяет как права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а жилищные отношения - как отношения (общественные отношения), регулируемые жилищным законодательством (ст. 1 ЖК РФ). Основные конституционные гарантии прав граждан будут рассмотрены во второй главе.

Закреплено право граждан на свободное установление и реализацию их жилищных прав на основе жилищного законодательства и (или) договора. Права, возникающие из договора, подлежат защите так же, как и права, возникшие из закона. Под договором в данном случае следует понимать не только гражданско-правовые, но и трудовые договоры (например, ст. 93, 104 ЖК РФ). При этом осуществление жилищных прав граждан не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Ограничение жилищных прав возможно только на основе федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение основывается на п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

На практике полезно иметь в виду, что ограничение жилищных прав правовым актом, который не является федеральным законом (например, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, актом федерального органа исполнительной власти, актом законодательства субъекта Российской Федерации или актом органа местного самоуправления) может служить основанием для обращения заинтересованного лица в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным (полностью или в части) по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством. Такие же юридические последствия возможны и в случае, если соответствующие ограничения введены федеральным законом, однако они не соответствуют целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Новый Жилищный Кодекс устанавливает право граждан на свободный выбор жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации, которое может быть ограничено только на основании самого Кодекса или иного федерального закона. Данное положение конкретизирует конституционную норму, согласно которой каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

В соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища (ст. 17). На данной международно-правовой норме основана ст. 25 Конституции РФ, текст которой почти дословно воспроизведен в ст. 3 ЖК РФ. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для законно проживающих в соответствующем помещении лиц. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан. Под жилищем следует понимать не только место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, комната в квартире), но и место пребывания (гостиница, дом отдыха и т.п.).

За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет наказание по правилам ч. 1 ст. 139 УК РФ. Необходимо отметить, что здесь имеются в виду не любые лица, проживающие в соответствующем помещении, а только те, которые проживают в нем на законных основаниях. Если это преступление совершено с применением насилия или угрозой его применения (квалифицирующий признак) либо лицом с использованием своего служебного положения (особо квалифицирующий признак), то наступает более строгая ответственность (ч. 2 и 3 ст. 139 УК РФ). Преступление считается оконченным с момента противоправного вторжения в жилое помещение любым способом (открыто или тайно).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами. Данная норма новеллой не является, поскольку соответствующие правила содержались в ч. 4 ст. 10 ЖК 1983 г.

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища действует только в отношении граждан, владеющих жилищем на законных основаниях. Поэтому например, гражданин, самоуправно (т.е. самовольно, без законных оснований) вселившийся в жилое помещение, выселяется из данного помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов совершения деяния такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 УК РФ), если правомерность его действий оспаривается лицом, право которого нарушено, и если такими действиями был причинен существенный вред. Квалифицирующим признаком в данном случае является совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения.

До принятия нового ЖК в юридической литературе вопрос о содержании понятия "жилищные отношения" не имел однозначного решения, поскольку нормативное определение данного понятия отсутствовало. Однако в среде ученых-юристов стало преобладать мнение, что жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища. Так, по мнению известного цивилиста Ю.К. Толстого, действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие "жилищные отношения": Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм.

В ст. 4 гл. 1 Кодекса впервые установлен перечень жилищных отношений, т.е. отношений по поводу:

возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;

пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

пользования общим имуществом собственников помещений;

отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;

учета жилищного фонда;

содержания и ремонта жилищного фонда;

перепланировки и переустройства жилых помещений;

управления многоквартирными домами;

создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

оказания коммунальных услуг;

внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Многие жилищные отношения регулируются гражданским правом. В то же время ряд жилищных отношений регламентирован административно-правовыми нормами, некоторые - производны от норм трудового и других отраслей права.

Введен перечень субъектов (участников) отношений, регулируемых жилищным законодательством. Это - граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования.

Используемые в ЖК термины "граждане" и "юридические лица", обозначают соответственно российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, а также как российских, так и иностранных юридических лиц. Иными словами, для россиян и иностранцев в сфере жилищных отношений установлен одинаковый правовой режим, однако из него допускаются изъятия в случаях, предусмотренных как самим ЖК, так и иными федеральными законами. Например, по общему правилу, нанимателями по договору социального найма жилого помещения могут быть только граждане Российской Федерации (ст. 49 ЖК РФ). Иностранным гражданам, как правило, не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 ЖК РФ). Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации было утверждено постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 г. N 167.

Перечень участников жилищных отношений сформулирован как исчерпывающий, т.е. субъекты, не указанные в нем, не могут непосредственно участвовать в жилищных отношениях. Это относится, например, к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые не являются лицами (физическими и юридическими). От имени крестьянского хозяйства в жилищные отношения может вступать его глава как физическое лицо, а остальные граждане - члены хозяйства участвуют в жилищных отношениях от своего имени.

Жилищный кодекс РФ впервые установил приоритет норм международного права по отношению к нормам национального жилищного законодательства (ст. 9). Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Принцип приоритета норм международного договора по отношению к нормам национального закона в России является определяющим практически для всех отраслей права и законодательства. Действие данного конституционного принципа теперь подтверждено на отраслевом уровне применительно к жилищному законодательству.

По определению ФЗ от 15.07.1995 г. "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации - это международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В международно-правовой практике соглашение, составляющее содержание международного договора, может быть выражено в одном или нескольких взаимосвязанных международно-правовых документах. Международные договоры могут иметь различные наименования: соглашение, пакт, декларация, протокол, трактат, конвенция, регламент и др. В зависимости от видов органов, заключающих международные договоры, различаются межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры и др. Основные правила заключения, исполнения и денонсации международных договоров определяются международными обычаями, многие из которых нашли закрепление в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

На территории Российской Федерации действуют, в частности, международно-правовые акты ООН, содержащие правила в сфере жилищных отношений. Примерами могут служить Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Таким образом, под источниками жилищного права понимаются нормативные акты, изданные органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержащие правовые нормы, регулирующие жилищные правоотношения.

 

1.2.Виды источников жилищного права

Как было сказано выше, жилищное законодательство представляет собой систему нормативных актов, регулирующих общественные отношения между организациями и гражданами, а также между гражданами по поводу предоставления и пользования жильем, управления и эксплуатации жилищного фонда, обеспечения его сохранности.

Жилищные отношения весьма разнообразны, что представляет комплексный характер данной отрасли законодательства; она включает нормы государственного, административного, гражданского, земельного и иных отраслей права.

Основную группу составляют отношения по пользованию жилыми помещениями. Они регулируются преимущественно нормами гражданско-правового характера.

Отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и общественного – муниципального фонда – и в домах ЖСК, регулируются главным образом нормами административно-правового характера.

Особую группу образуют отношения, возникающие в связи с руководством и управлением жилищным фондом, его эксплуатацией и охраной.

Данные отношения являются организационными, управленческими и регулируются преимущественно нормами государственного и административно-правового характера.

Жилищное законодательство к началу 80-х годов сложилось как достаточно оформленная отрасль законодательства. К этому времени относится принятие актов кодификационного уровня - Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и жилищных кодексов союзных республик. ЖК РФ применяется и в современных условиях в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., в том числе ГК.

Существует несколько оснований классификации источников жилищного права: • по вертикали: федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления Российской Федерации;

• по предмету регулирования: общие и специальные;

• по направленности правового регулирования: материальные и процессуальные.

Наибольшее значение имеет классификация нормативных актов жилищного права в зависимости от их юридической силы.

По данному основанию выделяют следующие виды источников жилищного права Российской Федерации:

• Конституция Российской Федерации;

• федеральные законы Российской Федерации;

• указы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

• нормативные акты федеральных органов власти;

• законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации;

• нормативные акты органов местного самоуправления Российской Фе­дерации.

Таким образом, жилищные нормы по своей природе неоднородны: основную их часть составляют нормы, выделившиеся из гражданского законодательства; они сохранили с последним тесную связь, образуя особую подотрасль гражданского права; другие жилищные нормы относятся к иным отраслям права: государственному, административному, финансовому и др.

К жилищным примыкают и тесно взаимодействуют с ними смежные отношения, связанные с коммунальными отношениями (коммунальное обслуживание граждан) по снабжению домов водой, отоплением, газом, электроэнергией; жилищное законодательство регулирует лишь некоторые из них, например по оплате названных услуг.

Кроме законодательства, источниками жилищного права являются также постановления и решения судебных органов, приказы и инструкции Министерств и Департаментов, решения органов власти, правительств городов, администрации и префектур – местной власти. Они детально регулируют вопросы, связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередного предоставления жилых помещений, пользованием жилыми помещениями  и др.

 2. Структура жилищного законодательства

2.1. Конституционные нормы, определяющие жилищные отношения

 

Основные положения рассматриваемого законодательства содержатся в Конституции РФ.

Конституция РФ относит гражданское законодательство к исключительному ведению Российской Федерации (п. "о" ст. 71), а жилищное - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72). При этом разделения компетенции в данной области между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации специально не предусмотрено. Но содержание ГК позволяет сделать вывод, что наиболее важная часть жилищных отношений регулируется федеральным гражданским законодательством. Гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с распоряжением жилыми помещениями путем совершения гражданско-правовых сделок купли-продажи, мены, дарения, ренты и пожизненного содержания, аренды, завещания и др.

ЖК РФ установил новую, основанную на Конституции РФ, систему жилищного законодательства (ст. 5), которое, согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому в систему жилищного законодательства входят правовые акты, принятые на федеральном, региональном и местном уровнях.

Нормы жилищного права содержатся в Конституции РФ. Кроме того, к актам федерального жилищного законодательства относятся комментируемый Кодекс, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Среди федеральных законов здесь не упоминается ГК РФ, однако следует иметь в виду, что им регулируются право собственности и другие вещные права на жилые помещения (ст. 288-293 ГК РФ), а также отдельные виды обязательств, предметом которых могут быть жилые помещения (купля-продажа, аренда, наем, рента, мена, дарение, подряд и др.) Кроме того, к числу федеральных актов жилищного законодательства относятся принятые в соответствии с указанными федеральными законами указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Нормы жилищного законодательства могут быть установлены также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В системе жилищного законодательства выделены также акты органов местного самоуправления. Основанием их принятия служат нормы Конституции РФ, а также соответствующие законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований.

Право на жилище находится в ряду важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину РФ.

Конституционное право на жилище является элементом правового статуса граждан России.

Гарантии прав граждан обычно понимаются как система средств, обеспечивающих осуществление принадлежащего гражданину права. Эти средства делятся на социально-экономические, политические, юридические, общественные, идеологические гарантии.

Гарантии права на жилище, предусмотренные ст. 40 Конституции, имеют экономический характер, но выступают в качестве тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать и сохранять жилищный фонд, содействовать кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, обеспечивать справедливое распределение жилой площади, сохранять невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги.

К числу конституционных гарантий права на жилище следует отнести и особую гарантию неприкосновенности жилища, обеспечивающую абсолютное личное право граждан, связанное с их имущественным правом, требовать, чтобы никто без законных оснований не вторгался в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25 Конституции РФ).

Гарантия неприкосновенности жилища конкретизируется, во-первых, нормами уголовного, административного и процессуального законодательства, предусматривающих исключительные основания, когда компетентные лица вправе войти в жилище помимо воли проживающих в нем лиц, и ответственность за противоправное - прямое или косвенное, посягательство на неприкосновенность жилища. Во-вторых, эта гарантия находит свое выражение в нормах гражданского, жилищного законодательства, которые представляют гражданам право требовать:

признание недействительным любого решения, ордера, договора о предоставлении в пользование жилого помещения, занятого на законном основании проживающим в нем лицом;

- выселения любого лица, поселившегося в жилище без согласия всех

совершеннолетних граждан, проживающих в нем  (кроме случаев, когда общее согласие по закону не требуется – при поселении родителями своих несовершеннолетних детей);

- возмещение вреда, если противоправное вторжение в жилище вызвало возникновение материального ущерба.

    Гарантии защиты жилищных прав и законных интересов граждан создаются нормами, предусматривающими способы и, главным образом, судебный порядок защиты прав в случае их нарушения или оспаривания, а также ущемления неправомерными действиями должностных лиц или административных органов.

 

 2.2. Федеральное жилищ­ное законодательство

 

Подобно тому, как прежде это было сделано в ГК РФ (п. 2 ст. 3), новый Жилищный кодекс закрепил собственное верховенство в системе федеральных законов и подзаконных правовых актов Российской Федерации, а также в системе региональных и местных правовых актов, регулирующих жилищные отношения. Все нормы указанных актов должны соответствовать Кодексу, и при возникновении правовых коллизий применяются именно положения ЖК (ст. 5). Относительно "подчиненности" Жилищному кодексу норм подзаконных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных правовых актов субъектов Федерации и правовых актов органов местного самоуправления с точки зрения иерархии актов в системе права данное положение не вызывает сомнений. Однако почему ЖК, являясь таким же федеральным законом, как все прочие, тем не менее обладает по отношению к ним большей юридической силой, убедительно объяснить будет непросто. Вероятно, ст. 5 ЖК можно рассматривать как своеобразную "внутреннюю договоренность" правовых норм, содержащихся в актах жилищного законодательства.

Новеллой ЖК является то, что он определяет пределы действия жилищного законодательства во времени (ст. 6). По общему правилу, акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Наличие у нормативного правового акта обратной силы означает возможность его применения к отношениям, возникшим до вступления этого акта в силу (введения в действие). Как правило, правовые акты, образующие российскую правовую систему, не обладают обратной силой. Применение правовых актов к отношениям, существовавшим до вступления этих актов в силу, возможно лишь в исключительных, строго оговоренных случаях. Так, ЖК допускает применение актов жилищного законодательства к ранее возникшим отношениям только в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

Указанные правила имеют обязательное значение для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они едины и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Установлены нормы, актуальные для жилищных отношений, носящих длительный характер. К отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применяются нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. Это еще одно проявление отсутствия обратной силы у нормативных правовых актов. Вместе с тем, если в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъекта после введения в действие нового нормативного правового акта возникли определенные права и обязанности, то эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым актом.

Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия во времени) имеет важное юридическое значение, поскольку именно с этой даты начинается действие соответствующего акта также в пространстве и по кругу лиц.

Если день вступления нормативного правового акта в силу не указан в самом таком акте или акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида, то применительно к федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также актам Президента РФ, Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти действуют правила, установленные соответственно в ФЗ от 14.06.1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указе Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

В таких случаях:

федеральные законы, федеральные конституционные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими указанными законами не определен иной порядок их вступления в силу;

нормативные акты Президента РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;

акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен иной порядок их вступления в силу;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Официальным опубликованием федеральных конституционных законов, федеральных законов считается первая публикация их полных текстов в "Парламентской газете", "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или СЗ РФ. Официальными являются также тексты указанных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Официальным является также указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

На случай возникновения пробелов в правовом регулировании новый Кодекс, в отличие от ЖК 1983 г. и Основ, допускает применение жилищного законодательства по аналогии (ст. 7). В таких случаях, как и в гражданском законодательстве, различаются аналогия закона и аналогия права.

Когда определенные жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Этим положением вправе руководствоваться все правоприменительные органы.

Если отсутствуют нормы жилищного законодательства, которые могли бы быть применены в порядке аналогии закона, а также в других случаях, когда использование аналогии закона невозможно, права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права), а также требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. Следует обратить внимание на то, что применение аналогии права возможно лишь в целях определения прав и обязанностей участников жилищных отношений.

 

 

2.3. Жилищное законодательство субъектов Рос­сийской Федерации

 

Жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, в Москве принят и введен в действие Закон г. Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве".

В настоящее время в г. Москве разрабатывается собственный Жилищный кодекс.

В актах субъектов Российской Федерации конкретизируются положения федерального законодательства, а также устанавливаются особенности правового регулирования жилищных отношений в зависимости от специфики того или иного региона (например, в г. Москве действует особый порядок приватизации муниципального жилого фонда - Постановление Правительства г. Москвы от 27 сентября 1991 года).

Нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, действует федеральный закон.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения в сфере жилищных правоотношений.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в ред. от 4 августа 2000 года) в состав муниципальной собственности входят муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты, касающиеся порядка управления жилым фондом, его приватизации, перевода в нежилой фонд и т. д.

Так местная администрация вправе устанавливать не только ставки оплаты жилищных услуг, но и дифференцировать их в зависимости от технической оснащенности жилищного фонда, степени износа, наличия в нем удобств и других параметров.

В приватизированных квартирах собственниками жилых помещений оплачиваются:

-услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту дома, его инженерных сетей и придомовой территории (технологическое обслуживание);

-коммунальные услуги (отопление, холодная и горячая вода, газ, электроэнергия, вывоз мусора);

-прочие услуги (связь: телефон, радио, антенна, охрана и др.);

-налог на имущество и налог на землю.

Плата за услуги взимается в пользу тех предприятий, которые их оказывают.

Таким образом, понятие "орган государственной власти" применительно к соответствующим органам как федерального, так и регионального уровня в равной мере обозначает органы законодательной и исполнительной власти. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Перечни полномочий федеральных, региональных и местных органов в области жилищных отношений в ЖК РФ сформулированы как "открытые". Это означает, что к компетенции всех указанных органов в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы. Кроме того, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся вопросы, не отнесенные названными правовыми актами к компетенции федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления также может быть расширена за счет полномочий, предоставленных им законами соответствующих субъектов Федерации. Отметим при этом, что данное положение нельзя толковать расширительно. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе относить дополнительные вопросы в сфере жилищных отношений к компетенции органов местного самоуправления.

 3.Жилищное и гражданское законодательство

 

Жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

До принятия Конституции РФ 1993г. в материалах по жилищным вопросам указывалось, что "базовым документом в области жилищных отношений должны стать Основы жилищного законодательства Российской Федерации ... которые будут призваны заменить явно устаревший, но пока еще действующий с поправками и дополнениями Жилищный кодекс РСФСР". "После принятия Основ жилищного законодательства Российской Федерации большинство законодательных и правовых актов в жилищной сфере (законы, кодексы, постановления, положения) должны разрабатываться и приниматься республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом...).

В ст. 76 Конституции РФ определены виды нормативных правовых актов по другим моментам - в зависимости от уровня, на котором принимаются акты. В данной статье речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Развитие жилищного законодательства субъектов Российской Федерации, очевидно, будет идти главным образом по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации довольно разнообразны, поскольку разнообразны по своему характеру сами жилищные отношения.

В течение 1983-1995гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства. Новый гражданский кодекс содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи; ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает главу 35 "Наем жилого помещения", посвященную общему регулированию найма жилого помещения. При этом ГК РФ "исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем).

Вместе с тем ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. "о" ст. 71) и жилищное законодательство (п. "к" ст. 72).

    Так, в ст. 288 ГК РФ говорится, что "перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством". А по ст. 292 ГК РФ, "Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством".    

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере - это области, регулируемые гражданским законодательством.

В ГК РФ (ст. 672) дается общее определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно в ГК РФ указывается, что "договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством". По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания.

Следовательно, наем жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений - это в основном предмет регулирования жилищного законодательства. К этому договору применимы лишь некоторые статьи ГК РФ (ст. 674, 675, 678 и др.). Что касается иных положений ГК РФ, то они "применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством" (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке.

В ст. 3 ГК РФ говорится, что "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу". Из этого следует, что, во-первых, жилищные отношения, которые регулируются нормами Гражданского кодекса, являются предметом ведения Российской Федерации, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах жилищного законодательства и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если новое не предусмотрено законом.

Заключение

 

Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод, что право граждан на жилище провозглашается в Конституции РФ (ст. 40) и относится к группе важнейших социально-экономических прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные части. Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной жизни (ст. 23). Во-вторых, конституционное право на жилище заключается в том, что государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем и имел возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения другого жилья. В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ провозглашается: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище". В ч. 3 этой статьи предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан.

Указанные обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права. Право на жилище можно определить как провозглашенное Конституцией РФ социально-экономическое право, в соответствии с которым каждому гарантируется надежное и устойчивое пользование тем жилищем, которое он занимает, а также возможность приобрести новое жилище и улучшать свои жизненные условия при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Жилищным законодательством как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации регулируются отношения, связанные с возникновением и осуществлением права пользования жилыми помещениями и прекращением этого права, определяются требования к жилым помещениям и т.д. Можно сказать, что к жилищному законодательству относятся все нормы законов и иных правовых актов, связанные с регулированием жилищных отношений, за исключением тех, которые законом прямо отнесены к гражданскому законодательству либо соответствуют признакам предмета гражданско-правового регулирования (например, упомянутые выше правила о порядке и условиях совершения сделок по распоряжению жильем). "В чистом виде" акты жилищного законодательства практически не существуют. Многие законы и иные нормативные акты "с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства". Таким образом, характеризуя понятие жилищного законодательства, правильнее говорить не только о законах и иных правовых актах жилищного законодательства, но также о нормах этого законодательства, содержащихся в законах и иных правовых актах гражданского законодательства.

 Библиография

 

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)//Правовая система «Гарант»

Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.)// Сборник "Действующее международное право" т.1

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// Российская газета от 10 декабря 1998г.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ//Российская газета от 12 января 2005 г. N 1

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в "Российской газете" от 19 июня 1996 г. № 114

Федеральный закон  от 14.06.1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"//СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124.

Федеральный закон от 15.07.1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"//СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с послед. изм. и доплн.)//Правовая система «Гарант»

Закон г. Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве" от 11 марта 1998 года (в ред. от 12 мая 1999 года)//Правовая система «Гарант»

Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967.

Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 г. N 167//СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1240.

Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987 (гл. 1).

Жилищное право. Учебник для вузов/Под ред. П.И. Седугина, М., 1997

Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., БЕК, 1994, с. 77.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М., Инфра-М - Норма, 1996, с. 308.

Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 542; Т. 23. С. 182.

Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2001, с.2.

Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г.

Толстой Ю.К. Жилищное право. - М., 1996, с. 25 и сл.

 

 

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz