На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Курсовая работа  по  международному праву по теме: "Международное сотрудничесво государств по борьбе с незаконным оборотом  оружия" 2005 г.

.

Назад в раздел курсовые работы

 
 

 

Содержание

 

Введение                                                                                               с. 3

Глава 1. Проблемма международного незаконного оборота  оружия       с.4

Глава 2. Цели владения огнестрельным оружием                                   с. 8

Глава 3. Деятельность ИНТЕРПОЛА                                                      с. 22

Заключение                                                                                           с. 30

Список  использованных нормативно – правовых актов и литературы     с. 31

 

Введение

 

Реальный успех международного контроля над оборотом оружия всецело зависит от его поддержки мировым сообществом, которая осуществляется с помощью эффективного национального законодательства и в ходе тесных контактов правоохранительных органов различных государств.

В последнее время проблемы эффективности регулирования оборота огнестрельного оружия с целью предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности приобретают все большую значимость на международном уровне, с необходимостью ставя перед всеми государствами проблему координации действий в сфере контроля за законным оборотом оружия и в борьбе с его нелегальным оборотом, а также для пресечения преступлений с применением оружия.

В последние годы проблемы укрепления сотрудничества государств в области контроля за оборотом оружия являются объектом пристального внимания международной общественности, поскольку затрагивают интересы всех стран — членов Организации Объединенных Наций. Так, IХ Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 29 апреля — 8 мая 1995 г.) в своей специальной Резолюции “Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности”1 подтвердил, что предупреждение преступности и поддержание общественной безопасности, искоренение преступлений, несчастных случаев и самоубийств с применением огнестрельного оружия является целью, к достижению которой должно стремиться международное сообщество.

Глава 1. Проблемма международного незаконного оборота  оружия

 

Международное сообщество, обеспокоено тем, что “столь большое число преступлений, несчастных случаев и самоубийств, в которых используется огнестрельное оружие, тесно связано с наличием в обществе больших запасов огнестрельного оружия, регулирование владения которым, хранение которого или обучение обращения с которым должным образом не осуществляется, и, среди прочего, с тем фактом, что даже лица, которые, по всей вероятности, будут использовать это оружие в преступной деятельности, имеют легкий доступ к нему.”

Что для предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности на национальном и международном уровнях в настоящее время существует настоятельная необходимость в разработке эффективных стратегий для надлежащего регулирования оборота огнестрельного оружия как на национальном, так и на транснациональном уровнях.

Поскольку объемы и масштабы международных сделок по передаче огнестрельного оружия увеличиваются, а сама незаконная транснациональная торговля оружием становится все более изощренной, ни одно государство не застраховано от последствий слабого законодательного или административного регулирования оборота огнестрельного оружия в других государствах.

В связи с этим ООН должно установить и поддерживать тесное сотрудничество с государствами-членами и межправительственными и другими организациями, занимающимися вопросами регулирования оборота огнестрельного оружия, в частности посредством регулярного обмена данными и иной информацией, в том числе по следующим темам:

уголовные дела, несчастные случаи и самоубийства, связанные с применением огнестрельного оружия, включая количество таких дел и число потерпевших, а также степень регулирования оборота огнестрельного оружия правоохранительными органами;

состояние транснациональной незаконной торговли огнестрельным оружием;

внутригосударственное законодательство и нормативные акты, касающиеся регулирования оборота огнестрельного оружия;

соответствующие меры в области регулирования оборота огнестрельного оружия на региональном и межрегиональном уровнях.

Всем государствам заинтересованным в  борьбе с незаконным оборотом  оружия  необходимо “содействовать надлежащему регулированию оборота огнестрельного оружия с помощью как нормативных актов, так и правоохранительной деятельности с целью защиты здоровья и безопасности населения и сокращения насильственной преступности, а также уделять надлежащее внимание проведению компаний по повышению информированности общественности по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия, поскольку обеспечение регулирования оборота огнестрельного оружия в значительной степени зависит от доверия населения, от понимания и поддержки со стороны широкой общественности.”

Организации Объединенных Наций осуществлен крупномасштабный международный исследовательский проект “Регулирование оборота огнестрельного оружия”. Итогом его реализации явилось принятие Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию проекта соответствующей резолюции Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС), содержащей ряд важных рекомендаций государствам-членам в области контроля за оборотом оружия.

В настоящее время под эгидой ООН планируется осуществление ряда практических мер с целью координации усилий государств, направленных на борьбу с незаконным распространением оружия. Так, в Венском центре ООН группой экспертов разрабатывается международная классификация видов оружия и составляется справочное пособие по этим вопросам.

Анализ данных, полученных экспертной группой от 50 стран по проблемам обращения и применения огнестрельного оружия гражданами при Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, и соответствующие рекомендации государствам-членам изложены в отчете Генерального Секретаря ООН на VI сессии Комиссии (Вена, 28 апреля — 9 мая 1997 г.)2.

На основании проведенного экспертного опроса и анализа полученных этой Комиссией данных странам — участникам Организации Объединенных Наций были предложены конкретные рекомендации по регулированию оборота оружия:

Нормативно урегулировать подходы, относящиеся к безопасному применению и хранению огнестрельного оружия.

Иметь систему лицензирования огнестрельного оружия, предупреждающую хранение или ношение оружия лицами, склонными к неправильному обращению с ним.

Создать систему регистрации огнестрельного оружия, включающую требования к соответствующей маркировке при его производстве и импорте в целях содействия уголовным расследованиям, исключения хищений и обеспечения отчетности владельцев.

Экспертная группа также рекомендовала:

подготавливать и рассматривать декларации принципов гражданского регулирования оборота огнестрельного оружия;

разрабатывать программы постоянного обучения должностных лиц с административными функциями и обучение населения с целью обеспечения более глубокого понимания связей между огнестрельным оружием, принадлежащим гражданам, и недопустимым уровнем насилия в городах, районах и семьях, также содействие разработке аналогичных программ в государствах;

выделить в качестве первоочередной задачи налаживание технического сотрудничества в постконфликтных регионах, строящих мирную жизнь, для разработки или усиления нормы права, регулирующей обращение гражданского населения с огнестрельным оружием;

проводить заседания с участием соответствующих международных организаций в целях координации усилий, способствующих более полному пониманию проблем, связанных с использованием огнестрельного оружия.

В докладе Генерального директора на VII сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН “Реформа системы уголовного правосудия и укрепление правовых институтов: меры по регулированию оборота огнестрельного оружия”3 были обобщены итоги четырех международных региональных семинаров по вопросу регулирования оборота огнестрельного оружия, проведенных в Африке, Америке, Азии и Европе во исполнение резолюций 1996/28 и 1997/28 Экономического и Социального Совета ООН в период с сентября 1997 г. по январь 1998 г. Как отмечено в докладе, при выработке участниками семинаров общего понимания вопросов, касающихся специфики национальных законодательств в области регулирования оборота огнестрельного оружия, прежде всего, необходимо принимать во внимание проводимую национальную политику, в основу которой закладываются исторические и культурные особенности каждой страны.

 

2. Глава 2. Цели владения огнестрельным оружием

Занятие спортом

Государствам — членам ООН было рекомендовано ввести ограничения на типы и виды огнестрельного оружия, используемые для занятия спортом, при этом спортивное огнестрельное оружие должно храниться при спортивных клубах в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и использоваться исключительно в спортивных целях.

Любительская и профессиональная охота

На семинаре отдельно обсуждался вопрос о необходимости введения ограничений на использование охотничьего огнестрельного оружия для охраны животного мира.

Защита собственности и обеспечение личной безопасности

Граждане должны иметь право на владение огнестрельным оружием только в том случае, если государство не может их защитить.

В связи с этим государствам — членам ООН были рекомендованы следующие инициативы: лица, желающие получить разрешение на использование огнестрельного оружия для личной защиты, должны привести реальные и серьезные причины, оправдывающие использование огнестрельного оружия; гражданские лица могут иметь право на ношение огнестрельного оружия в границах собственных частных владений и ограничиваться в таких правах в общественных местах; в целях защиты жизни и собственности рекомендовано разрешать применять только гладкоствольное огнестрельное оружие.

Недавно международными экспертами разработан проект Межамериканской конвенции по борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других опасных материалов1.

Этот документ предусматривает введение системы лицензий и разрешений на оружие для граждан и организаций государств — членов ОАГ, создание эффективных механизмов взаимодействия государств Северной и Южной Америки для предупреждения и пресечения незаконных операций с огнестрельным оружием. Следует подчеркнуть, что проект указанной конвенции разрабатывался на основе новых принципов, первоначально определяющих процедуру осуществления законного оборота оружия в странах-участницах, а уже затем устанавливающих систему мер, направленных на пресечение нелегальных действий в данной области.

При этом необходимо вводить эффективную и сбалансированную процедуру лицензирования и контроля за экспортом-импортом огнестрельного оружия, которая облегчает процесс отслеживания и идентификации огнестрельного оружия, находящегося в легальном обороте, а также позволяет эффективно противодействовать его поступлению в криминальную сферу.

В соответствии с предлагаемым порядком учета оружия власти заинтересованного государства прежде чем осуществить поставку огнестрельного оружия должны убедиться в наличии соответствующих разрешений страны ввоза и страны транзита. Кроме того, разработана новая система маркировки моделей огнестрельного оружия, подлежащих экспорту в другие страны, которая предусматривает отметки о месте и времени производства оружия, а также времени ввоза в страну поставки. Маркировке подлежат также модели, изъятые из оборота в порядке конфискации либо признанные непригодными для дальнейшего использования. Конвенцией предусмотрены также упрощенный порядок обмена оперативной информацией между государствами-участниками по вопросам контроля за оборотом оружия и возможность выдачи преступников, совершивших преступления в области незаконного оборота оружия, на основе межгосударственных соглашений либо на основании настоящейконвенции.

 

Одной из приоритетных задач российского государства, особенно его законодательных и правоохранительных органов, на современном этапе является установление и договорное закрепление принципов международного сотрудничества России с зарубежными странами и их правоохранительными органами, касающихся производства, хранения, торговли, транспортировки, ввоза и вывоза оружия.

 

В настоящее время интенсивно развиваются взаимоотношения российских государственных органов и зарубежных государств в области контроля за производством, испытанием, торговлей, коллекционированием и экспонированием оружейной продукции. Это прежде всего касается деятельности России в Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия (ПМК) в соответствии с Брюссельской конвенцией по взаимному признанию испытательных клейм ручного огнестрельного оружия. Такая конвенция была принята в 1914 г. странами-производителями стрелкового оружия (в основном европейскими) в целях установления единых правил для взаимного признания официальных испытательных клейм ручного огнестрельного оружия и носила рекомендательный характер. В 1969 г. в Брюсселе была подписана новая Конвенция, устанавливающая требования по безопасности оружия, принимаемые на мировом рынке в качестве обязательных для стран-участниц при продаже оружия и патронов. Эти требования распространяются на законы стран-участниц, их оружейные стандарты, испытательную базу и правила сертификации. Требования Брюссельской конвенции теперь обязательны для стран-участниц и стран, торгующих с ними.

Госстандартом Российской Федерации совместно с Министерством оборонной промышленности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации были выполнены все необходимые организационно-технические мероприятия по созданию правовой, нормативно-технической и испытательной базы, соответствующей требованиям Конвенции. С 3 ноября 1994 г. Российская Федерация стала двенадцатой страной — членом Постоянной международной комиссии Брюссельской конвенции, Президентом которой на 1996-1998 гг. был избран директор ВНИИ стандарта России. В ПМК Брюссельской конвенции создана специальная рабочая группа по взаимосвязи законодательств стран, присоединившихся к Брюссельской конвенции.

В июне 1998 г. в Москве была проведена ХХV пленарная сессия Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия Брюссельской конвенции о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия, которая подвела итоги двухлетней работы одной из старейших международных организаций. Впервые Сессия ПМК проводилась в России. Необходимо отметить, что проведение ХХV сессии Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия в Москве явилась исключительно важным и престижным для нашей страны мероприятием. Сессия убедительно подтвердила статус Российской Федерации как авторитетной оружейной державы и соответствие качества производимого в России оружия международным требованиям. В работе ХХV пленарной сессии Постоянной международной комиссии принимали участие 12 стран (56 делегатов, 19 сопровождающих лиц от стран — членов ПМК). В ней принимали участие представители российской оружейной промышленности. Сессия прошла в соответствии с конвенцией, подписанной 1 июля 1969 г. в Брюсселе, и Уставом ПМК. В ходе заседаний сессии обсуждались следующие вопросы: внесение изменений в решения предыдущих сессий; включение в таблицы ПМК новых и пересмотренных калибров патронов; не разрушающий контроль оружия, образцовых и испытательных патронов; проведение повторных испытаний оружия; отношения с третьими странами; проект “Руководства по качеству ПМК” и др.

ХV пленарная сессия ПМК явилась этапом как в жизни Постоянной международной комиссии, так и в жизни российских оружейников.

Обозначены основные направления в области развития производства гражданского оружия, обеспечения его качества и безопасности, среди которых необходимо выделить следующие:

развитие законодательной базы системы стандартизации и сертификации гражданского оружия;

развитие международного сотрудничества в области обеспечения безопасности гражданского оружия;

развитие технологий производства высококачественного гражданского оружия;

развитие нормативной и испытательной баз системы сертификации гражданского и служебного оружия;

совершенствование системы сертификации гражданского и служебного оружия;

подготовка кадров в области стандартизации и сертификации оружия;

совершенствование системы информации и др.

В течение последних десяти лет проблемы, связанные с изготовлением, продажей и использованием гражданского и служебного огнестрельного оружия, являются объектом особого внимания Европейского Совета. Специально созданная им комиссия выработала текст Европейской конвенции по контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 1978 г.)1.

Основное назначение конвенции — предотвратить случаи бесконтрольного приобретения оружия частными лицами за рубежом, ввоза его в какую-либо из стран — членов организации и использования в преступных целях.

Приложение 1 к Конвенции понятие “Огнестрельное оружие”, в частности, включает не только огнестрельное оружие в том понятии, которое дается российским законодательством в ст. 2 Федерального закона “Об оружии”, но также “любой предмет, который:

предназначен или приспособлен для применения в качестве оружия, из которого при помощи взрывного, газового или воздушного и любых других способов метания можно выпустить заряд дроби, пулю или другой боеприпас, заряд токсичного газа, заряд жидкости или другого вещества;

оружие или устройства, представляющие угрозу жизни или здоровью людей путем воздействия на них зарядом паралитических или раздражающих веществ;

длинноствольное оружие с газовым механизмом;

короткоствольное оружие с пневматическим механизмом;

оружие со стреляющим механизмом только пружинного типа”.

Помимо этого, к огнестрельному оружию Конвенцией отнесены:

ударный механизм, патронник, ствол любого предмета, являющегося по определению п. 1 Приложения 1 Конвенции “огнестрельным оружием” (п. 2 Приложения 1 Конвенции)”;

любые боеприпасы, заряды и вещества, специально предназначенные для огнестрельного оружия (п. 3 Приложения 1 Конвенции);

оптические прицелы со световым лучом или оптические прицелы с электронным световым увеличением или инфракрасным устройством, предназначенные для установки на огнестрельном оружии (п. 4 Приложения 1 Конвенции);

глушитель, предназначенный для установки на огнестрельном оружии (п. 5 Приложения 1 Конвенции);

любая граната, бомба или другой боеприпас, оснащенные взрывным или зажигательным устройством.

Как следует из приведенной в Приложении 1 дефиниции “огнестрельного оружия”, положения Конвенции в равной степени относятся не только к контролю за приобретением и хранением огнестрельного оружия в собственном смысле этого слова, но и к контролю за газовым и пневматическим оружием, боеприпасами и патронами к нему, а также основными частями такого оружия, находящегося в гражданском обороте.

Кроме того, данной Конвенцией предлагаются две системы контроля над приобретением оружия частными лицами:

двойного разрешения;

нотификации.

В первом случае оружие частному лицу продается за границей только с согласия властей его страны и страны, где оно приобретается. Во втором случае государство, продавшее оружие иностранцу, должно уведомить об этом страну, гражданином которой он является. Так, в ряде стран Европы (Бельгия, Люксембург, Франция) действует система двойного разрешения.

Что же касается Российской Федерации, то в соответствии со ст. 14 Федерального закона “Об оружии” в отношении приобретения иностранными гражданами гражданского оружия также действует система двойного разрешения: “Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее пяти дней со дня приобретения оружия”.

В Конвенции установлена также система контроля за трансграничным оборотом огнестрельного оружия, принадлежащего частным лицам, предусматривающая два метода контроля:

уведомление;

разрешение.

Государство-участник в каждом случае продажи и передачи на его территории огнестрельного оружия лицу, не являющемуся его жителем, извещает об этом государство, в котором данное лицо проживает, а при необходимости и государство, через территорию которого это оружие провозится транзитом.

Комитетом министров Совета Европы в дополнение к названной Конвенции в 1984 г. приняты рекомендации о гармонизации национальных законодательств об огнестрельном оружии. Государствам-членам предложено принять ряд мер, направленных на определенную унификацию нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с оборотом огнестрельного оружия. В частности, предусматривается введение в законодательство и практику классификации, устанавливающей критерии, необходимые для составления перечней оружия, запрещенного к продаже частным лицам, а также оружия, на владение которым необходимо получить разрешение.

Так, в отчете Центра международного предупреждения преступности сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию международного контроля за оборотом огнестрельного оружия1. На основании проведенных исследований европейских и африканских региональных групп Центром были разработаны рекомендации по гармонизации национальных законодательств в области контроля за оборотом огнестрельным оружием. Например, было признано целесообразным частное владение огнестрельным оружием в целях самообороны, охоты, занятий спортом, а также осуществления частной охранной деятельности. При этом основными требованиями, предъявляемыми к гражданам, обращающимся в правоохранительные органы с заявлениями о выдаче лицензии на гражданское оружие, должны являться:

отсутствие уголовного прошлого;

сведения о том, что гражданин не состоит на учете по поводу психического заболевания, а также хронического заболевания наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом;

достижение установленного законом той или иной страны возраста;

знание правил использования огнестрельного оружия;

оплата установленных лицензионных сборов;

физическая пригодность;

наличие соответствующих рекомендательных писем, подтверждающих правопослушность гражданина на работе и в быту.

Рекомендовано также, чтобы соискатели лицензии на огнестрельное оружие предоставляли в полицейские органы следующие документы:

идентификационную карточку с фотографией;

свидетельство о рождении;

документ, подтверждающий обучение навыкам обращения с огнестрельным оружием;

справку об уплате лицензионного сбора;

отметку о сдаче отпечатков пальцев;

подтверждение о положительной характеристике с места работы и места жительства. В качестве условий надлежащего использования огнестрельного оружия в Отчете предлагается использовать его строго в соответствии с выданной лицензией, в частности, ограничивающей условия передачи и ношения оружия другим лицам. Было также признано необходимым повторно проводить лицензирование владельцев огнестрельного оружия и его регистрацию. При этом соискатели лицензии на приобретение огнестрельного оружия должны пройти предварительное обучение навыкам обращения с огнестрельным оружием и порядком его ношения и хранения.

В свою очередь, правоохранительным органам рекомендовано наладить тесные связи с населением (встречи, семинары и проч.), чтобы побудить граждан к добровольной сдаче незаконно хранящегося у них огнестрельного оружия, а также сообщать о фактах нелегального владения огнестрельным оружием и случаях совершения преступлений с его применением. Таковы основные меры по гармонизации национальных законодательств, предложенные в отчете Центра международного предупреждения преступности.

Полагаю, что европейский опыт контроля за оборотом огнестрельного оружия целесообразно было бы использовать и в России. В связи с этим считаем, что в целях создания действенной системы контроля над оборотом оружия России целесообразно присоединиться к Европейской Конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 г.), поскольку Российская Федерация в настоящее время является полноправным членом Совета Европы.

Представляется, что необходимой предпосылкой реализации положений Федерального закона “Об оружии” следует считать установление и договорное закрепление принципов международного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными государствами, а также установление и развитие международных связей между правоохранительными органами и иными ведомствами, имеющими отношение к производству, хранению, торговле, транспортировке оружия. Укрепление подобных форм взаимодействия как на межгосударственном уровне, так и на уровне полицейских ведомств различных стран, следует рассматривать как необходимую предпосылку к обеспечению эффективного контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации.

Особенно следует подчеркнуть важность сотрудничества в указанной сфере со странами ближнего зарубежья. Как нам представляется, сотрудничество государств — членов Содружества Независимых Государств и стран ближнего зарубежья в области контроля за оборотом оружия должно базироваться на следующих основных принципах:

соблюдение международно-правовых норм контроля за оборотом оружия;

признание и обязательность выполнения совместных решений;

координация деятельности всех заинтересованных органов по контролю за оборотом оружия;

содействие в проведении мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота оружия;

проведение единой политики в осуществлении пограничного и таможенного контроля за ввозом и вывозом оружия.

Указанные принципы, по моему мнению, могут быть реализованы в следующих основных формах сотрудничества по линии министерств внутренних дел стран — членов СНГ и ближнего зарубежья:

разработка нормативно-правовой базы взаимодействия в области контроля за оборотом оружия;

создание централизованной межгосударственной информационной системы (банка данных) на похищенное оружие и боеприпасы, а также на лиц, занимающихся нелегальным оборотом оружия;

постоянный обмен оперативной информацией о фактах изъятия оружия и боеприпасов, а также о каналах его незаконного оборота;

создание на железнодорожных, автомобильных и водных пограничных переходах совместных специализированных подразделений из числа сотрудников милиции (полиции) с круглосуточным режимом работы для выявления фактов контрабандного провоза оружия и боеприпасов;  разработка и проведение совместных (согласованных) комплексных оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нелегального ввоза и вывоза оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

согласование мер реагирования на оперативную информацию участников соглашения в отношении лиц, занимающихся незаконным приобретением, распространением и транспортировкой оружия, включая их задержание и при необходимости выдачу органам внутренних дел (полиции);

обмен нормативными документами, специальной литературой по этим вопросам, проведение научно-практических конференций, семинаров и пр.;

разработка и внесение совместных предложений для устранения причин и условий, способствующих незаконному обороту оружия, в соответствующие министерства и ведомства сообразно предоставленной компетенцией;

проведение на постоянной основе совместных рабочих встреч и совещаний для обобщения итогов проделанной работы и подготовке предложений по совершенствованию совместной деятельности.

Представляется целесообразным закрепить перечисленные принципы сотрудничества и формы их реализации в специальном нормативном акте с учетом сложившейся международной практики. Таким нормативным актом могло бы быть межправительственное соглашение (конвенция) о контроле за оборотом огнестрельного оружия на территории стран — участниц СНГ и граничащих с ними государств.

Проблема контроля за оборотом оружия является одной из ключевых для правоохранительных органов большинства стран мира. Поэтому неслучайно, что рассмотрению данного вопроса был посвящен ряд специальных сессий Генеральной Ассамблеи Международной организации Уголовной Полиции (ICPO). На основе анализа деятельности 177 национальных полицейских управлений стран-участниц для укрепления международного сотрудничества было предложено создать единую систему идентификации огнестрельного оружия и разработать единые определения и классификацию огнестрельного оружия гражданского назначения с учетом различий в регламентах и стандартах различных государств. Так, на 64-ой Генеральной ассамблее Интерпола, проходившей в Пекине, в целях унификации поступающей по каналам Интерпола информации был принят “Регламент по огнестрельному оружию” AGN 64/RES/13.

 

3. Глава 3. Деятельность ИНТЕРПОЛА

 

Интерпол играет своеобразную роль посредника, способствуя налаживанию международного сотрудничества государств в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия. На сегодняшний день нет такого региона мира, который бы не был затронут феноменом незаконных экспортно-импортных поставок оружия, причем нелегальный экспорт оружия в США, страны СНГ, Колумбию, Мексику, Канаду, Нидерланды, Германию, Японию, Турцию и Алжир наиболее интенсивен. На региональном уровне, по совместным данным ООН и Интерпола, обычно указывают такие источники нелегального распространения оружия, как Европа, Америка, Африка и Юго-Восточная Азия.

В последнее время способы нелегального импорта оружия постоянно видоизменяются — от простой контрабанды (через таможни в аэропортах или с помощью тайников в автомобилях, пересекающих государственную границу) до весьма сложных методов (фальсификация экспортно-импортных документов). Как показывает практика международной борьбы Интерпола с незаконным оборотом оружия, наиболее часто нелегально импортируются револьверы и полуавтоматические пистолеты (ТТ, Тес 9), армейские штурмовые ружья (автоматы АК-47, Сolt), револьверы Arminius, винтовки калибра 5,58 мм; спортивные винтовки Brouning и ружья, револьверы Taurus, пистолеты калибра 9 мм (Glock), пистолеты-пулеметы Uzi, армейские базуки и ручные гранаты. Зафиксированные случаи конфискации оружия указывают на возрастающее количество нелегального ввоза более сложных типов вооружений, включая пластиковые взрывчатые вещества, электрические детонаторы, дистанционно управляемые устройства, приборы ночного видения и т.п.

Что касается нелегального экспорта оружия, то информация по нему по очевидным обстоятельствам становится для Интерпола все более труднодоступной. Тем не менее в нелегальном экспорте чаще встречаются такие виды оружия, как Zastava, Rossi, Taurus, Glock, пистолеты-пулеметы Scorpion, пистолеты Lorcin и Raven Arms. Причем стрелковое оружие и его компоненты могут быть легко переправлены на пассажирских самолетах, рыболовецких суднах, туристических автобусах и проч. и спрятаны в тайниках в посылках, автомобилях, электрических обогревателях, авиационных грузах, чемоданах, личных вещах, продовольственных товарах, инвалидных колясках.

В связи с этим в целях усиления и углубления международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия важное значение придается способам регистрации и стандартизации методов розыска и прослеживания путей доставки оружия.

В течение ряда лет Интерпол был предвестником в распространении международного обмена информацией с помощью телекоммуникационной сети, использующей систему сообщений формата Х. 400 и систему автоматизированного поиска данных (ASF). Международные сообщения и уведомления осуществляются по запросам стран-участниц в отношении: преступников, подлежащих судебному преследованию на международном уровне; лиц, пропавших без вести; неопознанных трупов; похищенной собственности, а также используемых преступниками методов. В частности, в сфере оборота огнестрельного оружия Интерпол предоставляет соответствующую статистику и правовую информацию странам-участницам, изъявляющим желание получать эти сведения.

В настоящее время для национальных управлений стран — членов Интерпола разработана специальная карточка учета преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. При этом страны-участницы обязаны предоставлять в Интерпол детализированную информацию о моделях огнестрельного оружия, находящихся в незаконном обороте (марка, калибр, серийный номер, данные о производителях и т.д.), а также о лицах, совершающих незаконные операции с огнестрельным оружием (их приметы, местонахождение, связи и проч.).

Наиболее важным проектом Интерпола стала разработка его рабочей группой формата Х. 400 по огнестрельному оружию с целью обмена электронной информацией по каналам Интерпола. В августе 1990 г. международная организация начальников полиции и Интерпол выступили с инициативой создать компьютерную систему для сбора, сличения, анализа и распространения разведывательной информации по уголовным преступлениям с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ под названием IWETS (Interpol Weapons and Explosives racking System), т.е. система слежения за оружием и взрывчатыми веществами8, которая существенно помогает государствам-членам в проведении мероприятий по отслеживанию конкретных единиц огнестрельного оружия. В настоящий момент система IWETS является единственной международной аналитической базой данных, спроектированной для сбора информации по нелегальной торговле оружием. В ней собраны новейшие данные по индексам производителей огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, моделям, калибрам, а также другие сведения, облегчающие идентификацию оружия и вооружений. Помимо этого, в IWETS включены данные по похищенному и возвращенному оружию. При соответствующей поддержке стран-участниц Интерпол располагает всеми возможностями стать центральным органом регистрации преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия.

В систему IWETS заложен программный модуль Индекс вооружений, который позволяет стандартизировать описание оружия и взрывчатых веществ, используя универсальные термины правоохранительных органов стран — членов Интерпола. Модуль содержит адреса и наименования заводов-изготовителей оружия во всем мире. Представлена описательная информация моделей вооружения и их калибров. Индекс взрывчатых веществ содержит аналогичную информацию. По нему можно определить, в какой точке земного шара было произведено взрывчатое вещество и его завод-изготовитель. Если для расследований нелегальной транспортировки оружия требуется сравнить modus operandi, то данная система осуществляет поиск информации по нескольким подозреваемым одновременно.

Формы запросов по оружию и взрывчатым веществам разработаны так, чтобы их можно было заполнить за несколько минут. Если все графы заполнены правильно и аккуратно, то IWETS быстро находит нужный файл. В инструкции для заполнения запроса используются несложные термины. В ней содержатся четкие определения преступлений с использованием оружия и взрывчатых веществ. Для получения информации необходимо заполнить запрос и направить его через Национальное бюро Интерпола в Генеральный Секретариат. Вход в базу данных осуществляется под руководством специального офицера Интерпола и ограничивается определенными критериями, причем эффективность работы системы IWETS достигается только при активной деятельности национальных бюро Интерпола по обмену соответствующей информацией. Сейчас достаточно громоздкая форма IWETS трансформирована программистами Интерпола в стандартизованный формат электронного сообщения — Interform. Данный формат предусматривает унификацию терминологии и автоматический перевод на четыре языка, действующие в Интерполе, а также обеспечивает прямую загрузку системы IWETS, что существенно повысило качество составления отчетов странами — участницами Интерпола.

Такая процедура гарантирует конфиденциальность информации. При заполнении формы IWETS не требуется подробно описывать совершенное преступление, но для более эффективной работы системы информация в запросе должна быть по возможности полной. Если необходима специальная информация или имеются дополнительные вопросы, официальные представители государств — членов Интерпола могут связаться с Генеральным Секретариатом по телефону. Такой запрос должен проходить через Национальное бюро Интерпола. Ответ, в целях безопасности, будет отправлен только в виде факса или телекса.

К базе данных IWETS может подключиться любая страна — член Интерпола. Информация, находящаяся в базе данных системы, хранится в течение пяти лет1.

Одним из основным средств идентификации и предотвращения нелегальной торговли огнестрельным оружием является система его розыска. По своему определению не что иное, как “систематическое прослеживание путей доставки оружия от производителя до покупателя (или владельца) с целью идентификации подозреваемых лиц, участвующих в криминальных правонарушениях, установления статуса похищенного оружия и доказывания права собственности на него”10.

В этих целях Интерполом разработана и применяется система IPSG, осуществляющая сбор данных по следам оружия и являющаяся уникальным источником получения информации, касающейся тенденций в мировой нелегальной торговле оружием. Все достижения Интерпола в данной области в значительной степени зависят от способности каждого члена организации разыскать произведенное в конкретном месте оружие и своевременно предоставить информацию об этом в Интерпол. Так, по данным Интерпола, некоторые типы оружия, обычно конфискуемого при нелегальном распространении (такие, как Сolt mm 16, fn 910, Mauser 12, Ak-47 и различные модели СZ), практически недоступны для отслеживания полицией. Поэтому введение стандартного протокола розыска в каждой стране — производителе оружия является жизненно важным. Система IPSG позволяет странам-участницам организовать розыск нелегального оружия в других странах.

В настоящее время отмечается существенный рост объема информации, поступающей по каналам Интерпола из стран Восточной Европы, прежде всего из России, что является свидетельством углубления сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью, особенно с нелегальным оборотом огнестрельного оружия. В рекомендациях, принятых в 1996 г. ”восьмеркой” ведущих стран мира для стран мирового сообщества в отношении борьбы с нелегальным оборотом огнестрельным оружием, в частности, отмечено:

признать необходимым оперативную поддержку организации ICPO — Интерпол;

регулярно поддерживать активный обмен информацией между государствами;

удовлетворять соответствующим образом запросы государств по оказанию помощи в розыске огнестрельного оружия и проведению последующих расследований;

способствовать разработке и согласованию экспортно-импортной документации на огнестрельное оружие.

Поскольку преступления, совершаемые с применением огнестрельного оружия, и в дальнейшем будут создавать реальную угрозу безопасности мирового сообщества, объединение усилий государств в борьбе с нелегальным оборотом оружия целесообразно развивать в следующих основных направлениях:

разработка программ для компакт-дисков (СD-ROM) по идентификации огнестрельного оружия;

принятие стандартов для Центров розыска огнестрельного оружия с учетом места их аккредитации;

стандартизация экспортно-импортных правил и проформ оборота оружия;

поддержка проводимых ООН исследований по огнестрельному оружию в качестве основы для регулярного сбора и распространения статистических данных.

Все страны, входящие в Интерпол, имеют национальную учетную картотеку лиц, имеющих разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия. Однако необходимо учитывать, что в различных государствах карточки учета владельцев огнестрельного оружия имеют существенные отличия. В США учет ведется по отдельным штатам (например, в штате Массачусетс идентификационная карточка владельца огнестрельного оружия находится в Регистрационном полицейском бюро огнестрельного оружия штата). В ряде европейских стран, а также стран Африки и Латинской Америки карточка учета владельцев огнестрельного оружия содержит отпечатки пальцев его владельцев.

Поэтому разработка и внедрение автоматизированного банка данных оборота служебного и гражданского оружия на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов МВД России позволит осуществить контроль за оборотом оружия в соответствии с общепринятой международной практикой компьютерного учета владельцев огнестрельного оружия.

Рекомендации Интерпола в отношении проверки по уголовным учетам лиц, обращающихся за получением разрешения на приобретение огнестрельного оружия, также были реализованы уже в Правилах оборота гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №814 от 21 июля 1998 г. и Приказом МВД РФ №288 от 12 апреля 1999 г.

 

Заключение

 

В настоящее время представляется актуальным дальнейшее изучение и проработка вопросов международного правового регулирования контроля за оборотом оружия.

Одновременно предметом более пристального изучения, на наш взгляд, должны стать проводящиеся во многих зарубежных государствах пропагандистские компании, в ходе которых население информируется о правилах, устанавливающих требования к обращению и безопасности огнестрельного оружия.

При этом, как показывает практика, успеху подобных пропагандистских компаний во многом способствует участие в них различных оружейных ассоциаций и заинтересованных общественных объединений. Представляется, что подобная деятельность может быть организована в России и проводиться под эгидой Министерства внутренних дел.

Проблема контроля за оборотом оружия является одной из ключевых для правоохранительных органов большинства стран мира. Поэтому неслучайно, что рассмотрению данного вопроса был посвящен ряд специальных сессий Генеральной Ассамблеи Международной организации Уголовной Полиции (ICPO).

 

 

Список  использованных нормативно – правовых актов и литературы

 

Доклад IX Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Каир, 1995. 29 april. — 8 маy. Russian original. Р. 37-40.

Материалы Экономического и Социального Совета ООН. 1997. 28 апреля — 9 мая. Е/CN.15/1997/4. 1997. 7 March. Russian. Original: Englich. P. 29.

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию ООН. VII сессия. Вена. 1998. 21-30 апреля. Пункт 5 предварительной повестки дня. Distr. General. E/CN/15/1998/4. 1998. 11 March. Original: English.

Draft Inter-American Convention against the illicocit manufacturing of and traffing in firearms, ammunition, explosives, and other related materials (Agreed to by the Working Group at its meeting of October 17. 1997).

Госстандарт РФ. Отчет с XXV пленарной сессии Постоянной международной комиссии по испытаниям ручного огнестрельного оружия // Ружье. Оружие и аммуниция. 1998. №5.

Совет Европы. Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. Страсбург, 1978. 28 июня. — Бюро переводов ВНИИ МВД СССР, 1979.

Summary of the European and African regional workshops on firearm regulation for the purposes of crime prevention and public safety. Lubljana. Slovenia, 22-26 September 1997; Arusha, United Republic of Tanzania, 3 to 7 November 1997, prepared by the Centre for Internanion Crime Prevention. (

Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М., 1997.

 

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz