На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Курсовая  работа по коммерческому праву по теме: "Порядок  создания и ликвидации торговых организаций" 2004 г.

Назад в раздел курсовые работы

 
 

Содержание работы:

 

Введение                                                                                        с. 3

Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций   с. 4

1.1.    Создание торговых организаций в  форме

обществ с ограниченной  ответственностью                                     с. 4

1.2. Создание торговых организаций в   форме открытых и закрытых

акционерных обществ                                                                     с. 11

Глава 2. Порядок ликвидации деятельности торговых организаций   с. 18

2.1. Общий порядок добровольной ликвидации деятельности торговой

организации, основания для ее ликвидации                                     с. 18

2.2. Несостоятельность (банкротство) торговой организации как

причина её принудительной ликвидации                                         с. 26

Заключение                                                                                   с. 33

Список использованных нормативно-правовых актов

и литературы                                                                                  с. 35

 

 

Введение

 

Для написания  курсовой  работы мной  выбрана тема «Порядок создания и ликвидация  торговых организаций».

Актуальность темы курсовой работы обусловливается необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов социально ориентированной рыночной экономики - сферы торговли, важности простоты и определенности в  вопросах создания  и ликвидации торговых (коммерческих) организаций.

    Объектом курсовой  работы являются нормы  права регламентирующие порядок  создания и ликвидации торговых (коммерческих) организаций.

    Целью курсовой  работы  является выявление механизма порядка создания и ликвидации  торговых (коммерческих) организаций в  Российской  Федерации, выявление  общих принципов и различий в  порядке создания  и ликвидации торговых организаций различных организационно – правовых  форм.

Основой исследования являются разработки отечественных и зарубежных авторов по хозяйственному, предпринимательскому  и гражданскому праву России. Нормативную базу диплома составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, и постановления Правительства.

 

 

Глава 1. Порядок создания торговых (коммерческих) организаций

1.1.    Создание торговых организаций в  форме

обществ с ограниченной  ответственностью

 

Сегодня без преувеличения, настоящее время можно назвать веком распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере экономики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.

Сегодня значение торговой сферы не вызывает никаких сомнений. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве.

Сфера торговли - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.

Как  такового  определения в  праве понятия  торговой  организации  не  существует, однако  торговой  организацией   можно  назвать коммерческую организацию любой  организационно – правовой  формы, занимающуюся торговой  деятельностью (розничной, оптовой продажей  товаров и т.д.).

Таким образом, для  целей  нашей курсовой  работы я предлагаю говорить о создании и  ликвидации торговых (коммерческих) организаций осуществляющих  свою  деятельность в  трех основных  для Российского торгового сообщества организационно – правовых  формах ООО, ЗАО и ОАО.

Преобладающее  использование организационно  - правовой  формы ООО в  коммерческой  деятельности является  той  отправной  точкой, с  которой  я  хочу  начать  главу о создании торговых (коммерческих) организаций в  России.

Итак, общество с ограниченной ответственностью является одной  из разновидностей  хозяйственных обществ,  создаваемых,  как правило,  путем объединения капиталов отдельных юридических и физических ли -     учредителей     (участников)     в    целях    осуществления предпринимательской деятельности.  Общество является  коммерческой организацией, то есть такой, деятельность которой ориентирована на получение прибыли (ст. 50, 66 ГК РФ).

ООО может быть учреждено одним или несколькими лицами. При этом,  однако,  число его  учредителей  не  может  быть  более пятидесяти - предельного числа участников, установленного п. 3 ст.  7  Закона.  Кроме  того,  общество  не  может  иметь  в   качестве единственного    учредителя   (участника)   другое   хозяйственное общество,  состоящее из одного лица (п.  2 ст.  88 ГК РФ).

Уставный капитал ООО,  формируется за счет вкладов его учредителей    (участников),   разделен   на   доли   определенных учредительными документами размеров.  Размеры долей, принадлежащих каждому участнику, фиксируются в учредительном договоре и в уставе общества;

Участники  ООО не  отвечают  по  его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.  

 Это универсальное положение; оно определяет принципы  взаимоотношений  в  хозяйственных  обществах,  включая    акционерные,    кроме    обществ    с    дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ).1

Для   приобретения  обществом  статуса юридического лица и начала  торговой  деятельности ООО должно обладать  следующими  указанными в ГК РФ и  законе «Об ООО» признаками:

          а) общество    с   ограниченной   ответственностью   имеет   в собственности    обособленное    имущество,     учитываемое     на самостоятельном балансе. Источником формирования его являются, как уже  отмечалось,  средства,  вносимые  учредителями  (участниками)  общества в качестве вклада в уставный капитал,  а также имущество,  приобретенное по другим основаниям,  предусмотренным законом,  - в результате    производственно    -   хозяйственной,   коммерческой деятельности и т.д. (ст. 218 - 219 ГК РФ).

          В качестве  вкладов  в  имущество  хозяйственного  общества  в соответствии со ст.  48 и п. 2 ст. 213 ГК  РФ могут вноситься денежные средства  и  другие  материальные ценности,  а также имущественные либо иные права,  имеющие денежную  оценку.  Верховный  Суд  РФ  и Высший   Арбитражный   Суд  РФ  в  Постановлении  Пленумов  N  6/8 разъяснили,  что  в  качестве  вклада  не   может   быть   передан непосредственно  объект  интеллектуальной  собственности  (патент,  объект авторского права, включая программу ЭВМ, и т.п.) или "ноу - хау", но право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным  договором,  может  быть  принято  как вклад (п. 17).2

          Обществу вместе  с  тем  могут  принадлежать  созданные  им  в процессе своей деятельности объекты интеллектуальной собственности - право на промышленные образцы, определенные технологии, товарный знак и др.;

б) общество может от своего имени приобретать  и  осуществлять имущественные  и  личные неимущественные права.  

          Общество несет обязанности, связанные с осуществлением им прав собственника,  - заботы по содержанию принадлежащего ему имущества  (ст.  209,  210  ГК РФ),  с  выполнением  обязательств по договорам и другим сделкам и пр.  При этом свои права оно должно  осуществлять без нарушения прав и законных интересов других лиц (ст. 10 ГК РФ);

          в) еще одним признаком юридического лица является  право  быть истцом и ответчиком в суде. Право на судебную защиту предусмотрено ст. 11 ГК РФ. Порядок выступления в суде в качестве истца и ответчика определяется  Арбитражным  и Гражданским процессуальными кодексами.

          Являясь коммерческой организацией,  общество в соответствии со ст.  49  ГК  РФ и  п.  2   статьи    2 Закона «Об ООО» обладает   общей правоспособностью,  то  есть может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,  не  запрещенных  законом.  

В соответствии со ст. 3  Закона «Об ООО» общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

Общество должно иметь полное  и  вправе  иметь  сокращенное фирменное  наименование  на  русском языке.  Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на  языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.  Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать  полное  наименование  общества  и слова "с ограниченной ответственностью".  Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества   и   слова   "с   ограниченной   ответственностью"   или аббревиатуру ООО.

Участниками  общества  могут  быть  граждане  и юридические лица.

Вслед  за  ГК  РФ Федеральный Закон «Об ООО» устанавливает необходимость разработки двух учредительных документов при организации общества.  Наличие и учредительного договора, и устава отличает общества с ограниченной ответственностью  от  других  организационно   -   правовых   форм юридических   лиц,   занимающихся  коммерческой  деятельностью,  и предопределяет  совмещение  характерных  признаков   хозяйственных товариществ  и  акционерных  обществ.

На первом  этапе  создания  общества  учредители разрабатывают учредительные документы общества,  открывают в банке или кредитном учреждении  специальный  накопительный счет для внесения вкладов в уставный   капитал   в   виде   денежных   средств.   На    первом  (учредительном)    собрании    участники    общества    утверждают учредительные документы, избирают исполнительные органы общества и  (или)  органы управления общества (наблюдательный совет,  если его создание  предусмотрено  уставом  общества),  утверждают  денежную оценку имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а  также  рассматривают  другие   вопросы,   касающиеся   создания общества.

           Все действия,  направленные на создание общества,  его  учредители  осуществляют  от  своего  имени.   Все обязательства,  взятые  на  себя учредителями в период и по поводу создания  общества,  и  ответственность  по  ним  не  переходят  к обществу на основании факта его государственной регистрации.

          Законодательство   Российской   Федерации   не    исключает возможности  участия  иностранных  юридических  и физических лиц в хозяйственных обществах и товариществах.

    Учредительный    договор,    заключенный   учредителями   в соответствии с Законом «Об ООО» и действующий наряду  с  уставом,  определяет  правовое  положение  общества,  с  одной стороны,  а с другой - содержит в себе черты договора о совместной  деятельности по    созданию    юридического    лица.    В учредительном договоре участники определяют порядок  ведения  совместной деятельности по созданию общества.  В ст.  89  ГК РФ,  посвященной  учредительным  документам  общества   с ограниченной ответственностью,  не определяются сведения,  которые должен  содержать  учредительный  договор,  а  лишь  дается  общий перечень  информации,  обязательной  для учредительных документов, однако п.  2 ст.  52  ГК   РФ ("Учредительные  документы  юридического лица")  точно  установлены  положения,  которые  должны  быть туда включены. Учредительный договор может содержать только те сведения,  которые названы в этом пункте,  так как рассматриваемый пункт построен  по принципу   замкнутого  перечня,  хотя  в  отличие  от  ст.  52  ГК РФ      сформулирован он не так категорично.  Учредительный договор должен быть  заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК РФ. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать.

        Как любой другой договор,  учредительный договор  должен  отвечать всем требованиям, предъявляемым законодательством к договорам (ст.  420 - 422, 425, 432, 434 ГК РФ и др.) и сделкам (глава 9 ГК РФ) с учетом его   особенностей   как   учредительного   договора.  Так,  после регистрации   учредительных   документов   учредительный   договор приобретает черты договора присоединения.1

          Вторым  (а  если  общество  учреждается   одним   лицом   - единственным)  учредительным  документом  общества является устав.  Согласно ст.  52,  89 ГК РФ и ст.  11  Закона   «Об ООО» устав общества утверждается его учредителями,  причем единогласно (п.  1 ст.  11 Закона) на общем  собрании.  

Содержание   устава   общества   не   должно  относиться  к сведениям,  представляющим коммерческую тайну. Оригинал  устава и учредительного договора хранятся согласно ст. 50 Закона  по  месту  нахождения  единоличного исполнительного органа общества или в  ином  месте,  определенном  участниками,  а  копии учредительных  документов  вправе получить все участники общества. За изготовление копий устава и договора взимается  плата,  которая должна  соответствовать  затратам на их изготовление.  Общество не вправе получать прибыль от подобных действий.

          Учредительные  документы общества изменяются в соответствии с нормами закона и  положениями  самих  учредительных  документов.  Изменения  вносятся по решению высшего органа управления обществом  (собрание  учредителей).  Изменения,  принятые  общим   собранием, регистрируются  тем  же  органом  и  в том же порядке,  что и само общество.  Никаких ограничений на то, как часто вносятся изменения в учредительные документы, в законодательстве не установлено.  Изменения учредительных  документов   приобретают   силу   для третьих лиц с момента их государственной регистрации,  если только третьи лица не знали и не воспользовались этим  обстоятельством  в своих интересах.

Общество подлежит   государственной   регистрации   в  органе,  осуществляющем  государственную  регистрацию  юридических  лиц,  в порядке,   установленном  федеральным  законом  о  государственной регистрации юридических лиц (ст. 13 Федерального  закона «Об ООО»)

 

1.2. Создание торговых организаций в   форме открытых и закрытых

акционерных обществ

 

Акционерным признается такое хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество одинаковых долей, выраженных ценными бумагами — акциями, а его участники (владельцы акций — акционеры) не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК, п. 1 ст. 2 Закона об акционерных обществах).

Согласно статье 8 Закона «Об акционерных обществах», акционерное общество может быть создано:

     - путем учреждения вновь;

     - путем реорганизации существующего юридического лица слияния, присоединения,  разделения, выделения, преобразования.

        Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

        Создание акционерного общества является результатом волеизъявления его  учредителей. Согласно статье 10 Закона «Об АО», учредителями общества являются граждане и  (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Особо оговорено, что государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать  учредителями обществ, если иное не установлено федеральными законами. Право  быть учредителями акционерных обществ предусмотрено для федеральных и иных  органов по управлению государственным имуществом при приватизации государственных  и муниципальных предприятий в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального  имущества в Российской Федерации".

        Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено (так  же как и число его акционеров), что создает благоприятные условия для привлечения  в его уставный фонд значительных капиталов и, значит,  обеспечения широких масштабов деятельности

        - производственной, коммерческой и иной.

        Число же учредителей закрытого типа (так же как и число акционеров) не  может превышать пятидесяти. В предыдущей главе мы дали отрицательную оценку  такого ограничения в части числа акционеров закрытого общества. Все сказанное там в полной мере можно отнести и к ограничению, установленному в отношении числа учредителей. Слабым утешением здесь может служить лишь то обстоятельство, что ограничение числа учредителей обеспечивает преимущество отбора, обозримости и солидарности персонального состава учредителей и акционерного закрытого

общества. Это обстоятельство имеет известное значение в качестве существенного фактора стабильности внутренних отношений в обществе между участниками, их в общем и целом единой позиции при решении наиболее важных для общества вопросов.

        Учредителем общества может быть и одно физическое или юридическое лицо.  Исключение сделано лишь для хозяйственных обществ, состоящих из одного лица. Такие хозяйственные общества не могут быть учредителями (акционерами) акционерных обществ открытых и закрытых.

        До создания общества, т.е. до его государственной регистрации, его учредители, объединенные общей целью, действуют, вступая в определенные отношения с различными юридическими и физическими лицами, исключительно от своего имени. Поэтому, согласно пункту 3 статьи 10 Закона «Об АО» несут солидарную ответственность по  обязательствам, связанным с созданием общества и возникающим до государственной  регистрации данного общества.

        После созыва учредительного собрания, оно должно поставить на  повестку дня три задачи.

1. Принять решение об учреждении общества. В случае учреждения общества одним лицом, юридическим или физическим, решение принимается им единолично.

        2. Утвердить состав общества - его учредительный документ.

        3. Избрать органы управления общества.

        Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования  учредителей и принятые ими решения по этим трем вопросам - учреждения общества, утверждения его устава, избрания органов управления общества, - рассматриваемым учредительным собранием именно в указанной выше последовательности.

        Решение об учреждении общества, утверждении его устава, а также утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых каждым  учредителем в качестве оплаты за акции общества, принимается учредителями единогласно. В то же время избрание органов управления общества осуществляется тремя четвертями голосов учредителей общества,

которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

        Что касается создания акционерных обществ с участием иностранных инвесторов, то оно осуществляется, согласно пункту 6 статьи 9 Закона, в соответствии с  федеральными законами РФ об иностранных инвестициях. Иностранные юридические  и физические лица вправе принять участие в создании акционерных обществ в  соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"11, а также Постановлением Правительства РФ от 28 ноября  1991 г. "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями".1

Устав является учредительным документом  общества, он проходит государственную регистрацию, после чего вступает в силу.

Его требования обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Устав общества должен содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное фирменное наименование общества;

        - место нахождения общества;

        - тип общества (открытое или закрытое);

        - количество, номинальную стоимость, категорию (обыкновенные, привилегированные)  акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

        - права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

        - размер уставного капитала общества;

        - структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;

        - порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе  перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления общества  квалифицированным большинством или единогласно;

        - сведения о филиалах и представительствах общества;

        - иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах.

        Перечень этих сведений и определяет назначение устава. Он должен давать  полное представление об обществе как субъекте гражданского оборота и в этом  своем качестве должен быть открытым документом.

        Назначение устава заключается также в том, что он фиксирует права своих  акционеров, определяет структуру органов управления общества, их компетенцию.

При разработке устава как для создания общества, так и в дальнейшем - при принятии его в новой редакции или внесении в него дополнений и изменений следует руководствоваться нормами, приведенными в соответствующих статьях Закона «Об АО».

        Здесь же следует особо обратить внимание на то обстоятельство, что приведенный выше перечень содержащихся в уставе сведений не является исчерпывающим.

         Создав общество, утвердив его устав и определив состав членов руководящих органов, учредители, теперь уже в лице администрации общества, должны обратиться  в соответствующий государственный орган для его регистрации. При ее успешном  исходе завершается процесс создания акционерного общества, возникает новое юридическое лицо.

        Первым следствием возникновения юридического лица является переход учредителей общества в другое качество - они становятся его акционерами. Общее собрание акционеров, подводя итоги работы учредителей общества, вправе теперь принять решение об одобрении их действий по созданию общества, приняв на себя тем самым обязательства учредителей, возникшие в ходе подготовительной работы.

        Согласно статье 13 Закона «Об АО», акционерное общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических  лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Однако такой закон еще не принят. Поэтому регистрация акционерного общества осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона РФ "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":

принимается действующий порядок регистрации юридических лиц.

        Для регистрации акционерного общества в соответствующий орган необходимо представить заявление о регистрации учредителями (учредителем), утвержденный учредительным собранием устав, учредительный договор о создании общества, документы, подтверждающие оплату не менее чем 50% уставного капитала, а также оплату государственной пошлины. Требования к документам, предъявляемым в орган регистрации, установлены вышеуказанным Положением. Поэтому с этими документами

учредителям общества следует ознакомиться заранее1.

        Лицам, представляющим интересы общества при его регистрации, следует также иметь в виду, что, согласно статье 13 Закона об акционерных обществах, в орган регистрации должны быть представлены документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое на оплату приобретенных ими акций, если общество создано с участием государства или муниципальных образований.

        Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законом  порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в государственной регистрации по иным мотивам является незаконным.

 

 

Глава 2. Порядок ликвидации деятельности торговых организаций

2.1. Общий порядок добровольной ликвидации деятельности торговой

организации, основания для ее ликвидации

 

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению Совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При невыполнении данного требования орган, осуществивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.

Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

    Ликвидация общества является, наряду с реорганизацией, формой прекращения юридического лица, но такого, при котором правопреемства не происходит (см. п. 1 ст. 61 ГК). Общество может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников либо принудительно - по решению суда.

Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью вносится на рассмотрение общего собрания его участников по предложению совета директоров (наблюдательного совета) - в тех обществах, где таковой образован, - исполнительного органа или любого участника общества независимо от размера или числа имеющихся у него долей. Законом даже примерно не определены причины, по которым общество может быть ликвидировано в добровольном порядке. Пункт 2 ст. 61 ГК указывает лишь две из них: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано.

Необходимость выносить на общее собрание вопрос о прекращении деятельности общества в связи с истечением срока, на который оно было создано, можно объяснить тем, что большинство участников пожелает продлить этот срок или вовсе отказаться от определения срока. Однако если срок в учредительных документах определен и по его истечении исполнительный орган общества будет совершать какие-либо сделки, то возникшие из них обязательства нельзя рассматривать как обязательства общества, ответственность по ним должно нести лицо, вступившее в сделку.

Иначе, если речь идет о прекращении в связи с достижением цели, - здесь решение собрания необходимо, так как следует установить, достигнута ли поставленная цель. Основанием добровольной ликвидации общества может послужить нецелесообразность его дальнейшего существования, в частности явная недостижимость цели, поставленной при его создании.

Решение о добровольной ликвидации принимается и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. Решение о ликвидации общества должно быть незамедлительно письменно сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации общества (см. п. 1 ст. 62 ГК).

Приняв такое решение, общее собрание участников назначает ликвидационную комиссию. Пункт 2 ст. 62 ГК допускает назначение одного ликвидатора, но для обществ с ограниченной ответственностью такая возможность Законом не установлена. В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации по месту регистрации общества. В состав ликвидационной комиссии целесообразно включать членов исполнительного органа (если он коллегиальный) или членов совета директоров (наблюдательного совета), если таковой имеется.

    Порядок ликвидации акционерного общества регламентируется статьями 61 - 65 ГК РФ, статьями 21 - 23 Закона об акционерных обществах и статьями 15 - 38 Закона РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

        Ликвидация акционерного общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Общество может быть ликвидировано по двум основаниям:

- добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона  об акционерных обществах и устава общества;

        - по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

        Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрены лишь две причины, в силу которых  общество может быть ликвидировано добровольно: истечение срока, на который  было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано,  что не исключает возможности добровольной ликвидации общества и по иным причинам.

    Например, общество может принять решение о собственной ликвидации в связи с тем, что невозможно достичь цели, ради которой оно было создано.

        Есть еще одно обоснование, по которому общество обязано само принять  решение о своей ликвидации. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона об акционерных обществах, общество обязано это сделать, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 Закона «Об АО».

        Приняв принципиальное решение о необходимости добровольной ликвидации общества, совет директоров выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества, обосновав свое предложение акционерам должным образом, и назначении ликвидационной комиссии. В случае если предложение совета директоров будет поддержано акционерами, собрание принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии в определенном составе. Одновременно устанавливаются порядок и сроки ликвидации общества.

        В том случае, если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осуществляющий государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии (п.2 и 4 ст.21 Закона «Об АО»).

        С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п.3 ст.21), т.е. все органы управления общества отстраняются от исполнения своих обязанностей. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.1

        В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии с этим требованием решение общего собрания акционеров о ликвидации общества должно быть доведено до сведения органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

        Порядок ликвидации общества регламентируется статьей 22 Закона «Об АО». Задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы удовлетворить требования кредиторов распределить оставшееся после этого имущество (средства) между акционерами общества.

        В этих целях ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Кроме того, комиссия принимает и иные меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации общества.

        По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

        В случае если имеющихся у общества средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

        Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной согласно пунктам 1 и 2 статьи 64 ГК РФ:

        - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

        - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;

        - в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

        - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

        - в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

        Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

        Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

        После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

        Порядок распределения оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества ликвидируемого общества между его акционерами регламентируется статьей 23 Закона «Об АО». Оно распределяется ликвидационной комиссией в следующей очередности:

        - в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона «Об АО»;

        - во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

        - в третью очередь осуществляется распределение имущества между акционерами

- владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

        При этом распределение имущества каждой последующей очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

        Если же оставшегося у общества недостаточно для выплаты начисленных дивидендов по привилегированным акциям, а также их ликвидационной стоимости, всем акционерам

- владельцам акций одного типа выдается имущество пропорционально количеству принадлежащих им акций.

        Ликвидация общества считается завершенной, а общество прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

2.2. Несостоятельность (банкротство) торговой организации как

причина её принудительной ликвидации

 

Принудительная ликвидация общества может быть произведена по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ: по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

        Согласно пунктам 3 и 4 статьи 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического  лица по указанным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Заметим, что применительно к акционерному обществу таким органом является ликвидационная комиссия, что прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 21 Закона об акционерных обществах.

        В соответствии с статьей 65 ГК РФ основанием для принудительной ликвидации акционерного общества является также его несостоятельность (банкротство).

Условия и порядок признания общества несостоятельным, а также особенности ликвидационной процедуры определены Законом РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".

Этим законом установлено, что под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой его баланса.

        Внешним признаком банкротства, на основании которого может начаться судебный процесс о признании акционерного общества несостоятельным, является приостановление его текущих платежей таким образом, что оно не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Банкротство общества считается имеющим место после признания этого факта арбитражным судом или после официального объявления о нем должником в случае его добровольной ликвидации. В случае добровольной ликвидации общества-банкрота его ликвидация осуществляется под контролем его кредиторов.

        Арбитражный суд, признав акционерное общество банкротом, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства, назначает конкурсного управляющего, под руководством которого работает ликвидационная комиссия. Конкурсный управляющий получает право распоряжаться имуществом общества, в том числе продавать его в целях получения средств для удовлетворения требований кредиторов общества. Он формирует конкурсную массу - источник средств для погашения задолженности общества, осуществляет и иные действия, связанные с ликвидацией общества. 

Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в п. 2 ст. 61 ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Согласно ст. 65 ГК основанием принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) общества. Условия и порядок объявления общества несостоятельным (банкротом) определены Законом о банкротстве. Внешним признаком банкротства общества считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с установленной даты их исполнения.

В отношении неисправного должника предусматриваются различные процедуры банкротства. К ним Закон о банкротстве относит наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Принятие арбитражным судом решения о признании общества - должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Именно эта процедура банкротства приводит к ликвидации общества (см. гл. VI Закона о банкротстве). Принудительная ликвидация общества происходит после завершения конкурсного производства. Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту регистрации общества. Определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации. С момента внесения этой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается законченным, а общество - должник - ликвидированным.

3. При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать в суде. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества, должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.

4. При ликвидации общества, в состав участников которого входит государство - Российская Федерация или субъект Российской Федерации - или муниципальное образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего органа по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления.

5. Порядок ликвидации общества определяется ГК и другими федеральными законами. В частности, могут быть использованы положения, содержащиеся в ст. 22 Закона об акционерных обществах.

В общих чертах порядок ликвидации может быть определен следующим образом. Ликвидационная комиссия публикует в органе печати, в котором обычно помещаются сведения о государственной регистрации юридических лиц, информацию о предстоящей ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Предоставляемый кредиторам срок для заявлений в ликвидационную комиссию не может быть меньше двух месяцев (см. п. 1 ст. 63 ГК). Если общество к моменту ликвидации не имеет обязательств перед кредиторами, то в результате ликвидационных мер его имущество будет распределено между участниками. Как правило, имущество распродается (в том числе с торгов), а между участниками распределяются денежные средства, вырученные от распродажи.

Кроме общей публикации, ликвидационная комиссия должна принять и другие меры, чтобы выявить кредиторов и предложить им заявить свои требования к ликвидируемому обществу. Всем известным кредиторам направляются письменные уведомления о ликвидации общества. Уведомление содержит информацию о размере долга общества адресату и предложение в установленный срок предъявить требование в ликвидационную комиссию. Когда срок для заявления требований истек, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В промежуточном балансе отражается состав имущества ликвидируемого общества, т.е. данные об активах и заявленных кредиторами требованиях, которые могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов. Должны быть учтены не только ликвидные требования, но и требования, срок платежа по которым еще не наступил. Ликвидационная комиссия дает заключение по поводу удовлетворения предъявленных кредиторами требований. Для последующего удовлетворения требований существенно значим факт своевременности их заявления, указанный в промежуточном балансе. Требования, заявленные своевременно, удовлетворяются преимущественно перед требованиями кредиторов, которые были переданы до окончания работы ликвидационной комиссии, но с пропуском объявленного срока (см. п. 5 ст. 64 ГК). Промежуточный баланс утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором ликвидируемое общество было зарегистрировано. Согласование может быть проведено в письменной форме или путем участия представителя указанного органа в общем собрании.

Требования кредиторов удовлетворяются, в первую очередь, из денежных средств ликвидируемого общества. При недостаточности денежных средств ликвидационная комиссия продает имущество общества с ограниченной ответственностью с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При этом применяются нормы ст. 399 - 405 ГПК, а также Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций"1, которым утверждено Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций.

Выплаты денежных сумм кредиторам производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, со дня утверждения общим собранием участников промежуточного баланса. Лишь кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении одного месяца с даты утверждения промежуточного баланса. При недостаточности имущества для полного удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди выплаты производятся соразмерно заявленным требованиям, т.е., например, на рубль заявленных требований может прийтись 20 копеек, если сумма стоимости оставшегося имущества в пять раз меньше суммы заявленных требований.

Заключительным актом работы ликвидационной комиссии является составление ликвидационного баланса, который утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью по согласованию с органом, в котором зарегистрировано ликвидируемое общество. Этим завершается работа ликвидационной комиссии, но до ее завершения кредиторы, которым ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требований, вправе обратиться с иском в суд. При удовлетворении иска кредитор получает выплаты за счет имущества ликвидируемого общества, оставшегося после удовлетворения кредиторов, своевременно заявивших о своих требованиях. Документы, связанные с ликвидацией, передаются в государственный орган, где было зарегистрировано ликвидированное общество.

 

 

Заключение

 

    В заключении  мне  хотелось бы  сделать  основные  выводы следующего содержания.

Определения в  праве России понятия  торговой  организации  не  существует, однако  торговой  организацией   можно  назвать коммерческую организацию любой  организационно – правовой  формы, занимающуюся торговой  деятельностью (розничной, оптовой продажей  товаров и т.д.).

Для  целей  нашей курсовой  работы я предложил говорить о создании и  ликвидации торговых (коммерческих) организаций осуществляющих  свою  деятельность в  трех основных  для Российского торгового сообщества организационно – правовых  формах ООО, ЗАО и ОАО. Формной исследования создания и ликвидации торговых организаций во всех возможных  организационно – правовых форм может быть дипломная работа, поскольку в узких рамках курсовой  работы все многообразие организационно – правовых форм торговых организаций (порядок их создания  и ликвидации) раскрыть не  возможно.

Итак, порядок  создания и ликвидация ООО, ЗАО и ОАО регламентируются Гражданским кодексом РФ, Федеральными  законами  РФ «Об обществах ограниченной  ответственности», «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)».

Создание ООО, в  соответствии со ст. 11 Федерального Закона РФ «Об ООО» начинается с  заключения учредителями общества   учредительного  договора, утверждения   устава  общества, избрания (назначения) исполнительного  органа общества, а также внесение в  уставного капитала  общества или  оценки неденежных  вкладов, вносимых в  уставный  капитал.

Общество с  ограниченной  ответственностью  подлежит государственной  регистрации и только после  этого считается  созданным.

В соответствии со ст. 8 Федерального  Закона РФ «Об акционерных обществах» акционерное общество  может  быть   создано  путем  учреждения вновь или  путем реорганизации существующего  юридического  лица. Акционерное общество  считается созданным с  момента  его государственной  регистрации.

Общество с  ограниченной  ответственностью в  соответствии со ст. 57 Федерального  закона  РФ «Об ООО» может быть ликвидировано  в добровольном  порядке или  принудительно  по  решению  суда.

Порядок ликвидации Общества с  ограниченной  ответственнолстью регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным  законом  РФ  «Об Обществах с  ограниченной  ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», АПК РФ.

Акционерное общество  может  быть  ликвидировано добровольно или  по  решению  суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ (ст. 21 Федерального  закона  РФ «Об акционерных обществах».

Порядок ликвидации Акционерного  общества регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным  законом  РФ  «Об акционерных обществах», «О несостоятельности (банкротстве)», АПК РФ.

 

 

Список использованных нормативно-правовых актов

и литературы

 

1. Гражданский  кодекс  РФ от 30 ноября  1994 года

2. Арбитражный  процессуальный  кодекс РФ от 27 июля 2002 г.

3. Федеральный  закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года

4. Федеральный  закон РФ «Об обществах с  ограниченной  ответственностью»от  08 февраля 1998 г.

5. Федеральный  закон РФ «Об акционерных обществах» от  7 августа 2001 г.

6. Закон РФ от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

7. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях : Сб. науч. тр. / С.-Петерб. торг.-экон. ин-т ; Отв. ред. Соломатин А.Н. - СПб., 1997. - 98 с.

8. Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах. // Вестник ВАС 1995. с. 200

9. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. -М., 2001

 

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz