На главную страницу

 

Гарантии качества


Заказ работ


Судебная практика


Весело о праве


Бесплатно


Правила оформлени письменных работ

 


 

Шпаргалки


 

Полезные ссылки


 

Несколько слов о себе

 

Бесплатный реферат по истории государства и права России по теме советское госудаство и право в  период новой экономоческой политики 2005 г.


Назад в раздел бесплатные рефераты 

 
 

    Содержание:

    

    Введение                                                                                  с. 3

1. Правовые основы новой экономической политики                       с. 4

2. Развитие союзных органов государственной власти

 и управления в соответствии с конституцией СССР 1924 г.            с. 5

3. Развитие органов государственного управления и суда              с. 9

4. Развитие права                                                                          с. 14

    Заключение                                                                               с. 22

    Список  используемой  литературы                                            с. 24

 

    Введение

 

Окончание гражданской войны в конце 1920 г. не изменило существа классовой политики советской власти. Только под напором классового народного движения, вооруженной борьбы крестьян тамбовской и других губерний, восставших моряков Кронштадта, глухого брожения по всей стране, в начале 1921 г. РКП(б) и Советское государство было вынуждено отказаться от политики "военного коммунизма" и перейти к новой экономической политике.

 Крайняя централизация управления экономикой сменилась частично допущенной хозяйственной инициативой, внеэкономические методы принуждения - экономической эксплуатацией.

    Однако перемены затронули лишь экономику страны - политическое лоно оставалось прежним - углублялся процесс огосударствления РКП(б), ее диктатура оставалась незыблемой. Процессы внутри партии приобретают судьбоносное значение для всей страны.

Укрепление вождизма в рядах партии повлекло установление авторитарного (а в некоторые периоды и тоталитарного) режима в стране; насаждение чрезвычайщины, использование на новом историческом этапе форм и методов, практиковавшихся в период гражданской войны, но уже в ходе мирного строительства.

1. Правовые основы новой экономической политики

 

Новая экономическая политика советского государства с самого начала более носила характер допускаемой государством социально-экономической практики, нежели государственно-правовой концепции основных направлений экономического, социального, политического и культурного развития. Все важнейшие государственно-правовые явления находились под контролем ЦК РКП(б).

    В течении весны 1921г. были приняты важнейшие нормативные акты, определившие правовые основы НЭПа: 21.03.21 - декрет ВЦИК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом"; 07.04.21 - декрет СНК "О потребительской кооперации"; 24.05.21 - декрет СНК "Об обмене", разрешивший обмен продуктами сельского хозяйства на промышленные товары;  21.08.21 - постановление СТО "Основные положения о мерах по восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства"; август 1921 г. - наказ СНК "О новой экономической политике" (заложены основания для перевода госпредприятий на начало хозрасчета); май 1922 г. - постановление ВЦИК "Об основных частных имущественных правах" (все, что не запрещено - дозволено).

    Сущностью НЭП являлись:

    преодоление голода,

    создание стимулов к труду,

    приближение страны к довоенному уровню экономики, особенно в сельском хозяйстве,

    отмена всеобщей национализации мелкой и кустарной промышленности,

    снятие запретов на торговлю,

    восстановление "рубля", обеспечение его золотом,

    выход на международные рынки, увеличение внешнеторгового оборота,

    обеспечение дипломатического признания,

    предоставление более широкой автономии предприятиям,

    восстановление промышленности.

    Вместе с тем новая экономическая политика и вызванные ею к жизни законодательные акты отличались половинчатостью, отдавая безоговорочный приоритет государственной собственности. НЭП в промышленности был задушен экономически - например: частные предприятия платили до90 видов различных налогов, в то время, когда государственные - всего лишь 2 - налог с прибыли и налог с оборота.

    В сельском хозяйстве НЭП первоначально дал впечатляющие результаты - был не только ликвидирован голод, но и начался вывоз зерна на экспорт. Однако вследствие установленных государством "ножниц" - высоких цен на промышленные изделия и низких на сельскохозяйственную продукцию, крестьяне во второй половине 20-х гг. весьма неохотно сдавали зерно в государственные фонды. Создание индустриальной базы страны сопровождалось снижением жизненного уровня трудящихся и осуществлялось, главным образом, за счет крестьянства. Коллективизация и сопровождавшее ее раскулачивание обеспечили индустриальные объекты миллионами дешевых рабочих рук. Интенсивно входило в практику использование дармового труда заключенных, это позволяло рассматривать увеличение их количества как важнейшую народнохозяйственную задачу. Однако на фоне укрепления индустриального и оборонного могущества страны была произведена насильственная криминализация общества.

Таким образом, в начале 20-х годов были предприняты ряд мероприятий, призванных оптимизировать развитие экономики молодой советской республики. В конце 20-х начале 30-х гг. политика НЭП была свернута в пользу второй централизации производства и распределения и авторитарного управления экономикой.

 

2. Развитие союзных органов государственной власти и управления в соответствии с конституцией СССР 1924 г.

 

В период предшествовавший образованию СССР произошли изменения в высших органах власти Российской Федерации. В 1921-22 гг. ВЦИК был увеличен в составе с 200 до 300 членов, за счет вхождения в него представителей автономии. Президиум ВЦИК занимался подготовкой съездов Советов, сессий ВЦИК и подготовкой постановлений. Все проекты декретов СНК должны были получать одобрение Президиума ВЦИК.

Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов, часто оформлялись как совместные постановления партийных и Советских органов.

    В феврале 1921 г. начала свою работу Государственная общеплановая комиссия РСФСР (Госплан).

    На функционирование органов власти РСФСР и социалистических республик сильный отпечаток наложило вхождение этих территорий в состав Российской империи. Это обстоятельство обусловливало общность хозяйственных связей, единство транспортной системы страны и пр. Отсутствие единой государственности республик в этот период компенсировалось централизмом партийной организации, сводившей воедино нити управления в Москву - в Политбюро РКП(б).

По вопросу создания единого государства наметились две главные тенденции.

    1. И.В. Сталин считал необходимым создание единого государства в рамках национально-территориальных автономий.

    2. В.И. Ленин считал, что в основу единого государства должен быть положен союз суверенных республик, т.е. независимых государств. Ленинская точка зрения формально предоставляла национальным образованиям существенно большие права и полномочия. В основе такого подхода лежал принцип централизма партийных органов, фактически исполнявших функции государственного управления. В этой связи номинальные полномочия декоративного фасада государственности - Советов представлялись малозначительными, а вопрос о границах В.И. Ленин считал вообще делом десятым. Такой подход имел существенный недостаток, поскольку в политическом аспекте был скреплен цементом всевластия партии. С утратой партией своей роли формально-широкие полномочия союзных республик наполнились фактическим содержанием и существование Союза в условиях отсутствия мощной центростремительной силы становилось невозможным.

    В декабре 1922 г. были созваны съезды Советов России, Украины, Белоруссии и Закавказья, которые высказались за объединение и избрали полномочных представителей на I съезд Советов Союза ССР, который открылся 30 декабря 1922 г. Этот съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и одобрил в основном проект союзного договора. Однако, как видно из архивных документов, сам союзный договор подписан и ратифицирован не был. Тем не менее дата 30 декабря 1922 г. стала считаться днем основания (образования) СССР. Это говорит о том, что в условиях всевластия централизованной партии вопрос о государственно-правовых основах Союза не играл существенной роли.

Таким образом, образование Союза ССР в декабре 1922 г. де-факто не было закреплено де-юре.

    Конституция СССР 1924 г. Образование союзных органов власти.

    В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права.

    Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

    II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

    Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР.

    Договор состоял из 11 глав:  1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве. 3. О съездах Советов СССР. 4. О ЦИК СССР. 5. О Президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном Суде СССР. 8. О Народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11. О гербе, флаге, столице СССР.

    Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

    Ст. 1-2 содержали исчерпывающий перечень прав Союза, а ст. 3 ограничивала суверенитет союзных республик лишь в пределах, указанных в Конституции и лишь по предметам отнесенным к компетенции Союза. На СССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик. Согласно Конституции в исключительную компетенцию Союза входили следующие вопросы:

союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших  внешние сношения и внешняя торговля; объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами; установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения; руководство транспортом и связью; утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы; установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде; установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования; между республиками и др.

    Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей. Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР , а в период между съездами - ЦИК СССР , состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК . Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За  СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов. Отраслевое управление осуществляли наркоматы. Общесоюзных наркоматов было 5:

иностранных дел;

    военных и морских дел;

    внешней торговли;

    путей сообщения;

    почт и телеграфов.

    5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР): ВСНХ; продовольствия; труда; финансов; рабоче-крестьянской инспекции;

    Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы: нутренних дел; юстиции; земледелия; просвещения; здравоохранения; социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1925 г. основывалась на первой Конституции 1918 г. Изменения касались компетенции РСФСР, большое внимание уделялось федеральному устройству РСФСР, статусу АССР и АО, уточнялось понятие диктатуры пролетариата. Сохранялось классовое понятие избирательного права.

    

3. Развитие органов государственного управления и суда

    

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала как полномочия центра, так и союзный суверенитет. В то же время это отражало поступательное движение государственного механизма к единой централизации. В основе ее лежала политикачрезвычайщины и партийно-директивного централизма. Местные советы превращались в декоративный фасад авторитарного режима, с начала высших органов партии, затем группы лиц, а затем и одного человека. Все назначения происходили через организационно-распорядительный отдел ЦК КПСС, кадровая политика стала важным средством политико-правового регулирования. В целях успешного проведения целенаправленной классовой политики совершенствовалась и развивалась система органов ВЧК.

    В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение в связи с окончанием гражданской войны о ликвидации Всероссийской чрезвычайной комиссии. Однако это решение не означало отказа от специфического рода необходимых государственных функций, выполнявшихся ВЧК. Ушло в прошлое одно название, не вязавшееся с принципами новой экономической политики. 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК в соответствии с указаниями съезда принял декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при Наркомате внутренних дел, возложив на него широкий спектр задач как страны, так и за рубежом. К ним относились: предупреждение, раскрытие и пресечение враждебной деятельности враждебных элементов (раскрытие контрреволюционных и оппозиционных организаций и лиц, предупреждение и обезвреживание открытых выступлений против государства и его органов - как политических, так и экономических, охрана государственной тайны, контрразведка, борьба со шпионажем и терроризмом во всех их проявлениях, выявление враждебных действий империалистических государств и их спецслужб, а также эмигрантских организаций русского зарубежья, внешняя разведка и др.).

    ГПУ имело право на осуществление оперативно-розыскной деятельности, дознания, предварительного следствия, применение мер административной ответственности. Местные отделения создавались при местных исполкомах и имели двойное подчинение. Территориальная структура ГПУ наследовала существовавшую структуру органов ВЧК и их кадровый состав. В связи с образованием СССР 15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ). Система политического сыска получила свой высший контрольно-директивный орган, который ведал: руководством работы ГПУ союзных республик, а также транспортных органов ГПУ; непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий; организацией охраны государственных границ Союза ССР; непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом.

    Другой правоохранительный орган - милиция. С 1922 г. существовал как организационная структура Наркомата внутренних дел РСФСР на правах Главного управления. Главной функцией милиции на основании положения об НКВД являлась охрана общественного порядка и обеспечение претворения в жизнь законов, уголовный розыск, пресечение противоправных деяний. В 1922 г. уголовный розыск был выделен из органов милиции в отдельное управление Угро НКВД.

    До 1930 г. Наркоматы ВД были республиканскими, а с 1930 г. НКВД союзных и автономных республик были ликвидированы, а комиссариат приобрел полностью централизованную структуру. В 1932 г. было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, а в 1934 г. в ходе массовых чисток и преддверии грандиозных политических репрессий органы охраны общественного порядка были объединены с органами государственной безопасности в рамках единого НКВД. Одновременно усложнялись функции самого наркомата (например, было образовано главное управление шоссейными дорогами, НКВД руководило широкой сетью лагерей и их производственной деятельностью).

    Сочетание функций обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в конце 30-х годов уже не являлось необходимым - устрашающий вал репрессий был уже позади. В феврале 1941 г. с целью разукрупнения НКВД Главное управление госбезопасности НКВД СССР было выделено в самостоятельный наркомат (НГБ СССР).

Суд

    С переходом к НЭПу 11 ноября 1922 г. ВЦИК принял Положение о судоустройстве РСФСР. В соответствии с этим положением устанавливалась единая система судебных учреждений, включающая: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

    Народные суды являлись основным звеном судебной системы, в отношении них губернские суды действовали в качестве кассационных судов, высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Верховный Суд осуществлял функции надзора за всеми судами республики. Состав судов избирался местными, губернскими Советами и ВЦИК.

    С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Так, Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а вносил лишь ходатайство во ЦИК. Таким образом, судебная власть не была независимой и находилась под контролем государственных органов. 29 октября 1924 г. ЦИК утвердил "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", в соответствии с которыми система судебных учреждений включала: народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды Союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы. Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов. В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами (например, судебной коллегией ОГПУ). По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполнял такой орган, как Особое Совещание при НКВД СССР, а на местах специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров вплоть до исключительной меры наказания. Функционирование подобных органов выполняло политический заказ, отражало политическую конъюнктуру и не имело ничего общего с законностью.

    В соответствии с Законом "О судоустройстве союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г. была конкретизирована система судебных органов:

    Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик;

    краевые и областные суды;

    суды автономных республик и автономных областей;

    окружные суды;

    специальные суды СССР, создаваемые по Постановлению Верховного Совета СССР;

    народные суды.

    Вышестоящие суды выполняли функции кассационных инстанций в отношении нижестоящих. В сравнении с предшествующим судебным законодательством низовое звено - народные суды были несколько демократизированы и избирались населением. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами и естественно не могли быть от них независимыми. В ведении народных судов находились уголовные дела, не имеющие политической окраски и гражданские дела по искам физических лиц. Краевые, областные, окружные суды, суды автономных республик и областей рассматривали дела о контрреволюционных преступлениях, об опасных преступлениях против порядка управления и хищениях социалистической собственности. Эти суды рассматривали гражданские дела по искам юридических лиц и организаций. Контроль за деятельностью судов республики осуществлял Верховный Суд республики. Кроме того, действовали специальные суды:

    военные трибуналы;

    линейные суды (железнодорожного и водного транспорта).

    До 1938 г. Верховный Суд СССР, кроме функций надзора за судами в масштабах Союза, выполнял еще и функции конституционного суда. С 1938 г. он стал высшим судебным органом СССР, осуществляя контроль за судопроизводством. Функции конституционного суда у него отпали.

    В целом судебная система СССР в 20-30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.

    С 1922 г. в РСФСР была восстановлена адвокатура , однако после революции она так и не поднялась до роли публично-правового института, а ограничивалась оказанием юридической помощи гражданам и защиты их интересов в суде.

    Также с 1922 г. для разрешения споров между социалистическими организациями был учрежден государственный арбитраж .

    Прокурорский надзор

    Декретом о суде N 1, принятым СНК РСФСР 24 ноября 1917 г. прокурорский надзор, институт присяжных заседателей и адвокатура были упразднены.

    До 1922 г. в советских республиках не было органа высшего надзора за законностью. Функции надзора с равным успехом выполняли Советы, Наркомюст, Наркомат Госконтроля и др. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система, наделенная полномочиями:

    осуществлять надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

    возбуждать уголовное преследование при выявлении преступлений;

    наблюдать за деятельностью органов следствия и дознания;

    участвовать в распорядительных заседаниях судов;

    приносить кассационные протесты и протесты в порядке надзора;

    наблюдать за правильностью содержания заключенных под стражей.

    В качестве Прокурора республики состоял Нарком юстиции, назначаемый и отзываемый ВЦИКом. Губернские, областные прокуроры и прокуроры автономных областей назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности Прокурором республики, в непосредственном подчинении которого они находились. В автономных республиках прокурор назначался и отзывался ЦИК республики.

    Помимо общей, была учреждена и военная прокуратура. При революционных военных трибуналах состояли военные прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики, состоявшему при Верховном трибунале ВЦИК. Ст.10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК.

    Создание СССР требовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был промежуточный этап образования общесоюзной прокуратуры.

    С 1933 г. прокуроры республик были подчинены уже не республиканским Верховным Судам, а Прокурору СССР. 20 июля 1936 г. прокуратура была выведена из Наркомата юстиции.

    Произошла и реорганизация центрального и местного аппаратов. К концу 1936 г. в Прокуратуру СССР входили: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура ж/д транспорта, Главная прокуратура водного транспорта, отделы общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный по специальным делам, по надзору за местами заключения, по жалобам. На практике в 30-е гг. Прокуратура зарекомендовала себя как верная политическая сила авторитарного режима. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский вдохновенно и творчески участвовал в репрессиях, приложив немало сил в их развязывании.

 

4. Развитие права

 

20-е годы вошли в историю Советского права как период обширных кодификационных работ. Переход страны к мирному строительству требовал правового закрепления и обеспечения социальных отношений, насаждаемых Советской властью. Требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, что нашло отражение в составлении кодексов законов. Задача кодификации законодательства исходила от партийных органов и нашла свое отражение в решениях XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате, после большой и кропотливой работы в 1922-1923 гг. в РСФСР были приняты 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, КЗОТ, Гражданско-процессуальный, Лесной. Все законодательные акты нормативно закрепляли классовую политику Советской власти, примат государства над личностью.

Гражданское право

    Гражданский кодекс (ГК) был принят в 1922 г. и выполнял задачу преимущественного развития социалистических отношений на базе государственной собственности на средства производства.

    Состоял из 4 разделов:

    общая часть;

    вещное право;

    обязательственное право;

    наследственное право.

    1) ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения.

    2) Частное право было ущемлено. Права физических лиц охранялись лишь в случае признания их государством и соответствующим его интересам. Государство имело исключительное право расторгать все виды сделок, если находило, что они противоречат его интересам.  3) Устанавливались 3 формы собственности:

    государственная; кооперативная; частная.

    Кодекс стимулировал развитие первых двух (неограниченное право истребования, неограниченная исковая давность, презумпция государственной собственности и др.) и ограничивал частную собственность.

    В частной собственности могли находиться только маломерные строения и только мелкие промышленные предприятия с числом работающих не более 10 при двигателе и не более 20 при ручном производстве.

    Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб.

    ГК РСФСР стал отправной точкой для создания ГК союзных республик. Во второй половине 20-30-х гг. в гражданском праве свертывается понятие частной собственности и заменяется понятием личная собственность граждан, размер которой был законодательно ограничен. Усиливаются плановые начала руководства экономикой, плановое задание рассматривалось как источник права. 30 января вышло положение "О кредитной реформе", в соответствии с которым законодательно регулировалось обращение наличности между юридическими лицами, в качестве которых признавались только социалистические организации. Был ликвидирован коммерческий кредит. Все платежи и обращение финансовых средств сосредотачивались в учреждениях Госбанка и осуществлялась в безналичной форме.

    В 1928 г. в институт наследственного права были введены несовершеннолетние наследники по закону.

    Во второй половине 30-х гг. продолжалось усиление административных правоотношений и сужение гражданского оборота. В 1935 г. руководителям предприятий запрещалась передача основных фондов иным юридическим лицам за деньги. Данные действия могли приниматься только по решению СНК. Вводилась система типовых договоров, утверждаемых СНК. Хозяйственная деятельность предприятий полностью регулировалась плановым заданием, оборотными средствами распоряжались вышестоящие органы.

    Гражданское законодательство 20-30-х гг. последовательно выполняло задачу сосредоточения в руках государства важнейших хозяйственных функций, а затем максимальной централизации производства.

 

Колхозное право

    Зародилось с началом коллективизации, преследовало целью ввести в нормативные рамки деятельность колхозов, погасить недовольство крестьянства.

    Источником права явился примерный устав сельхозартелей, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., а затем и в "Уставе сельхозартелей", одобренном II съездом колхозников-ударников и утвержденным ЦИК и СНК СССР в 1935 г.

 

Устав закреплял использование земель как в колхозном, так и в личном пользовании колхозников. Сохранение приусадебных участков было большой победой крестьян.

    Оплата труда производилась на основе выработки трудодней и не была гарантирована. Среди крестьян это называлось работать за "палочки".

    Земли колхозов закреплялись за ними в бессрочное пользование, однако это право ограничивалось лишь правом пользования и владения.

    Аграрное законодательство в целом служило созданию и закреплению принудительного изъятия с/х продуктов из деревни. Крестьянство в основном существовало за счет приусадебных хозяйств.

    Семейное право

    19 ноября 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый кодекс о браке и семье. В отличие от КоБС 1918 г. новый кодекс приравнивал фактический брак к зарегистрированному. Фактический брак устанавливался судом, зарегистрированный - по предъявлению свидетельства о браке.

    Кодекс устанавливал общность имущества, нажитого супругами за время брака, и права на алименты на несовершеннолетних детей в случае развода.

    Был установлен единый для мужчин и женщин брачный возраст-18 лет. Был отменен судебный порядок развода - эту процедуру во всех случаях осуществляли органы ЗАГС. Однако споры о взыскании алиментов разрешались судом.

    Был восстановлен, ранее отмененный порядок усыновления.

    Трудовое право

    Переход к НЭПу в начале 20-х гг. обуславливал изменение трудового законодательства. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность.

    В 1921 г. Декрет СНК РСФСР отменил чрезвычайные повинности - топливную, гужевую, трудовые мобилизации и др.

    С 19 мая 1921 г. Постановлением СНК вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое.

    Развитие трудового права в 30-е гг. отражало общую тенденцию централизации и использовало главным образом меры внеэкономической эксплуатации, проводившееся в жизнь административно-командными методами.

    Уголовное право

    Являлось наиболее действенным средством пресечения всякого рода оппозиционной деятельности и принуждения к выполнению властных велений государства, представляло собой наиболее эффективным инструментом проведения классовой политики и установления политико-идеологического единомыслия.

    Уголовное законодательство было кодифицировано в Уголовный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 июня 1922 г. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу. Например, руководителей партии эсеров судили в 1922 г. в соответствии с нормами только что принятого УК. В вину им вменялась их деятельность в период гражданской войны.

    УК состоял из Общей и Особенной частей.

    В Общей части формулировались задачи и принципы Советского уголовного права, определялись его основные институты и понятия.

    Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них.

    Общая часть состояла из 5 разделов:

    1. Пределы действия Уголовного кодекса.

    2. Общие начала применения наказания.

    3. Определение меры наказания.

    4. Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты.

    5. Порядок отбывания наказаний.

    Преступлением признавалось всякое общественно-опасное деяние, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени. (ст. 6).

    Преступления разделялись на 2 категории:

    1. Направленные против основ советского строя, которые признавались особо опасными, по которым кодекс определял только низкий предел наказания не подлежащий понижению судом.

    2. Все остальные, по которым устанавливался высший предел наказания.

    Предусматривались следующие виды наказаний: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; лишение свободы; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества;

штраф; поражение в правах; увольнение с должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред.

    Расстрел объявлялся высшей мерой наказания, имеющий временный характер, и не включался в общий перечень наказаний.

    После принятия УК ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

    Особенная часть УК состояла из 8 глав:

    1. государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления);

    2. должностные (служебные) преступления;

    3. нарушение правил отделения церкви от государства;

    4. хозяйственные преступления;

    5. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

    6. имущественные преступления;

    7. воинские преступления;

    8. нарушение правил, охраняющих общественную безопасность и публичный порядок.

    Таким образом, классификация преступлений базировалась на нормативных актах Советской власти, принятых в 1917-1921 гг.

    УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу.

    Воинские преступления делились на следующие группы:

    преступления против порядка подчиненности и воинской чести;

    различного рода уклонения от военной службы;

    преступления, посягающие на военное имущество;

    нарушение правил несения караульной службы;

    должностные преступления;

    преступления военного времени;

    военный шпионаж.

    За совершение воинских преступлений предусматривались следующие виды наказаний: расстрел; конфискация имущества; лишение свободы. При наличии смягчающих обстоятельств применялись нормы Дисциплинарного устава. Совершение преступления в военное время относилось к отягчающим обстоятельствам, а в боевой обстановке к особо отягчающим.

    В связи с образованием Союза ССР законодательство о воинских преступлениях стало развиваться как общесоюзное. Первым общесоюзным военно-уголовным законом явилось положение о воинских преступлениях, утвержденное ЦИК 31 октября 1924 г., которое в основных чертах повторяло редакцию соответствующей главы УК, но имело уже не республиканское, а общесоюзное применение.

    В июле 1927 г. ЦИК и СНК СССР утвердили новое положение о воинских преступлениях, которое состояло из 31 статьи. В него были включены такие составы воинских преступлений, как: уклонение от несения обязанностей военной службы под предлогом религиозных или иных убеждений; оскорбление военнослужащим другого военнослужащего при отсутствии между ними отношений подчиненности и старшинства, если хотя бы один из них находился при исполнении обязанностей военной службы; нарушение лицом, входящим в суточный наряд уставных правил внутренней службы.

    С принятием Положения о воинских преступлениях 1927 г. уголовно-правовая охрана порядка несения воинской службы стала более полной и логически стройной. Установление авторитарного режима в стране и централизация управления породили начавшуюся с конца 20-х гг. тенденцию к усилению уголовных репрессий с целью всемерного укрепления социалистической собственности и порядка управления. Допускалось широкое толкование понятие "измена Родине". Признанные виновными карались высшей мерой наказания - расстрелом, конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества. Данный закон предусматривал, что если заочно приговоренному военнослужащему удавалось скрыться, то члены его семьи карались решением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Совместно проживающие члены семьи изменника подлежали высылке с поражением прав сроком до 5 лет.

 

Положения Закона от 8 июня 1934 г. были включены в республиканские УК (УК РСФСР ст. 581а-581г).

    Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., приуроченным ко дню убийства С.М. Кирова устанавливался особый порядок рассмотрения дел о терактах и террористических организациях. Слабые процессуальные гарантии были свернуты. Срок следствия ограничивался 10 днями, обвинительное заключение выдавалось (если выдавалось вообще) за сутки. Процесс проходил без участия сторон. Приговор обжалованию не подлежал, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Обвинения в подготовке терактов и участии в террористических организациях были частыми и излюбленными в ходе сталинских репрессий.

    В ноябре 1929 г. ЦИК СССР принял Постановление об объявлении вне закона советских граждан оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течении 24 часов с момента установления личности и конфискацию имущества. Этот закон имел обратную силу. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной собственности. Закон рассматривал социалистическую собственность в качестве священной и неприкосновенной, и устанавливал, что лица ,покушающиеся на нее, рассматривались в качестве врагов народа. Размер хищений принципиального значения не имел. Этот закон получил название у колхозников "закон о колосках". Голод и бесплатный труд толкали крестьян на мелкие хищения продовольствия. Для того чтобы быть ссужденным по этому закону, достаточно было собрать несколько колосков с убранного колхозного поля.

    Только поэтому закону было осуждено свыше миллиона колхозников, из которых даже сталинская судебная машина в 1938 г. половину признала как необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

    Действие этого закона при смягчающих обстоятельствах наказывалось лишением свободы на срок не ниже 10 лет и конфискацией имущества.

    Впоследствии действие этого закона было расширено. 2 октября 1937 г. Постановлением ЦИК СССР по особо опасным государственным преступлениям (диверсия, в т.ч. и подготовка, шпионаж) максимальный срок лишения свободы увеличивался с 10 до 25 лет.

    В 1935 г. минимальный возраст, с которого могла наступать уголовная ответственность, был снижен с 14 до 12 лет. С 1940 г. все виновные в мелких кражах на предприятиях карались лишением свободы на срок не менее 1 года. Была введена уголовная ответственность за дисциплинарные проступки.

    В военно-уголовном законодательстве была введена уголовная ответственность за самовольную отлучку сроком свыше 2 часов.

    Уголовный процесс

    Уголовный процесс в 30-е гг. носил чисто символический характер и сводился к нулю действием различных внесудебных органов: особого совещания при НКВД, различных троек на местах.

    За период с конца 20-х гг., до начала 40-х гг. к различным видам уголовной ответственности только по РСФСР было привлечено свыше 30 млн. чел. (1/4 часть населения). Подавляющая часть осужденных являлась крайне дешевой рабочей силой в системе ГУЛАГа, представляя собой многочисленный ведущий отряд строителей социализма. Эта дешевая рабочая сила трудилась на строительстве большинства народно-хозяйственных объектов.

    Таким образом, фундамент индустриализации обернулся насильственной криминализацией всей страны. Право защищало прежде всего не интересы человека, а интересы государства.

 

    Заключение

 

Сущностью НЭП являлись: преодоление голода,  создание стимулов к труду, приближение страны к довоенному уровню экономики, особенно в сельском хозяйстве, отмена всеобщей национализации мелкой и кустарной промышленности, снятие запретов на торговлю, восстановление "рубля", обеспечение его золотом, выход на международные рынки, увеличение внешнеторгового оборота, обеспечение дипломатического признания, предоставление более широкой автономии предприятиям,     восстановление промышленности.

    Вместе с тем новая экономическая политика и вызванные ею к жизни законодательные акты отличались половинчатостью, отдавая безоговорочный приоритет государственной собственности. НЭП в промышленности был задушен экономически - например: частные предприятия платили до 90 видов различных налогов, в то время, когда государственные - всего лишь 2 - налог с прибыли и налог с оборота.

    Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала как полномочия центра, так и союзный суверенитет. В то же время это отражало поступательное движение государственного механизма к единой централизации. В основе ее лежала политикачрезвычайщины и партийно-директивного централизма

    С переходом к НЭПу 11 ноября 1922 г. ВЦИК принял Положение о судоустройстве РСФСР. В соответствии с этим положением устанавливалась единая система судебных учреждений, включающая: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

    Народные суды являлись основным звеном судебной системы, в отношении них губернские суды действовали в качестве кассационных судов, высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Верховный Суд осуществлял функции надзора за всеми судами республики. Состав судов избирался местными, губернскими Советами и ВЦИК.

В соответствии с Законом "О судоустройстве союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г. была конкретизирована система судебных органов:

    Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик;

    краевые и областные суды;

    суды автономных республик и автономных областей;

    окружные суды;

    специальные суды СССР, создаваемые по Постановлению Верховного Совета СССР;

    народные суды.

    Кроме того, действовали специальные суды:

    военные трибуналы;

    линейные суды (железнодорожного и водного транспорта).

Наркомат Госконтроля и др. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система

 20-е годы вошли в историю Советского права как период обширных кодификационных работ. Переход страны к мирному строительству требовал правового закрепления и обеспечения социальных отношений, насаждаемых Советской властью.

Требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, что нашло отражение в составлении кодексов законов. Задача кодификации законодательства исходила от партийных органов и нашла свое отражение в решениях XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате, после большой и кропотливой работы в 1922-1923 гг. в РСФСР были приняты 7 кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, КЗОТ, Гражданско-процессуальный, Лесной.

 Все законодательные акты нормативно закрепляли классовую политику Советской власти, примат государства над личностью.

 

 

 

Список  используемой  литературы:

 

1. Исаев И. А. История государства и права России. М. 1999.

2. Свердлов М.Б. От закона русского к Русской Правде. М. 1988.

3. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Титова Ю.П. и Чистякова И.О. М. 1990.

 

 

 

  

 

 

 

   

Copyright © 1999-2005 Галичев М.Г.
 8 (905) 755-99-04 e-mail: OkPravo@mail.ru

Hosted by uCoz