СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие коммерческой тайны 3 стр.
2. Статус информации и правовой режим доступа к ней 4 стр.
3. Способы правовой защиты коммерческой тайны 15 стр.
4.Список использованной литературы 20 стр.
Понятие коммерческой тайны
Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат легальное определение коммерческой тайны и служебной информации.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В данной статье гражданское законодательство России предусматривает защиту прав обладателя сведений, для определения которых применено общее, широкое понятие « информация «. Для объяснения понятия коммерческая тайна и выявления ее особенностей необходимо сначала разобраться в понятии информация как особого нематериального объекта права. По известному определению Н. Винера информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших органов чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде *.
_____________________________
* Винер Н. Кибернетика и общество. М. 1951. С. 31
Информация – это феномен, который отличается от имущества, вещи по своей физической сути. Это положение впервые закреплено в статье 128 Гражданского кодекса России. Информация и результаты интеллектуальной деятельности являются нематериальными объектами, но они всегда выражаются в какой – либо объективной форме, как правило, физически зафиксированной на материальном носителе.
СТАТУС ИНФОРМАЦИИ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
ДОСТУПА К НЕЙ
Особенность исключительных прав на информацию проявляются в том, что информация как объект права имеет свои характерные свойства, отличающие ее от исключительных прав интеллектуальной собственности. Состав данных свойств определяется в зависимости от предмета охраны, содержания информации (собственно данные), статуса информации или формы их представления ( документ, база данных).
Для обеспечения эффективной правовой защиты информации необходимо четкое разграничение информационных объектов с тем, что бы законодательно определить правовой режим каждого вида таких объектов. Институт правового режима традиционно используется в публичном праве, в частности в системе административного права.
Правовой режим информации, как объекта права прежде всего должен быть рассмотрен с точки зрения ее доступности. Соответственно можно выделить общедоступную информацию, конфиденциальную информацию (ограниченного доступа) и информацию, составляющую государственную тайну ( закрытую информацию).Соответственно общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно.
Перечень конфиденциальной информации определен Указом Президента РФ от 06 марта 1997 года*. Первое - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
________________________
* СЗ РФ, 1997. № 10, ст. 1127
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами
государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к
которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к
которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или
промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Следует отметить, что этот перечень далеко не исчерпывающий. Конфиденциальная информация, безусловно, имеет свою ценность в силу ее неизвестности и желания ее получить третьими лицами для использования в своей коммерческой или иной деятельности. Однако и общедоступная (общеизвестная) информация также может иметь коммерческую ценность, если ее представить в удобной для заказчика форме. Сбор, классификация и обработка такой информации требует определенных интеллектуальных и физических затрат, следовательно и такая информация может охраняться и представлять определенную коммерческую ценность.
Так Федеральный закон РФ « О государственной тайне» от 21.07.97 г. № 5485 –1 в статье 2 определяет понятия « доступ к сведениям, составляющим государственную тайну» и дает их исчерпывающий перечень. Доступ к информации составляющей государственную тайну, осуществляется на основании доступа к государственной тайне.
Статья 139 Гражданского кодекса РФ выделяет служебную и коммерческую информацию, как вид информации, конфиденциальность которой требует принятие мер по ее охране.
Данное положение получило развитие в Федеральном законе РФ от 20.02.95 г. № 24 – ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации» * . В статье 2 Закона термин «конфиденциальная информация» определяется как « документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ».
__________________________
? СЗ РФ, 1995. № 8. Ст. 609
В статье 10 Закона выделяется категория информации с ограниченным доступом по условиям правового режима ( Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".
Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.
Кроме того этот Закон в статье 11 (п.1) относит к категории конфиденциальной информации и информацию о гражданах (персональные данные), выделяя ее в особую категорию (Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации).
Проект модельного Закона для СНГ « О персональных данных « относит к таковым биографические опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном положении, социальном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии здоровья и прочее *.
______________________________
* HTTP ; WWW / duma . gov. Ru / dppage/ 99103703 / pers _ d. Htm
В настоящее время ни Правительством РФ, ни Государственной Думой такие акты не принимались. Это создает определенные трудности.
Законодательством России установлены и другие особые категории конфиденциальной информации, например, банковская тайна, врачебная тайна, тайна усыновления и др.
Следует отметить и такую группу (категорию) информации, как официальная. Это информация абсолютно публично достоверная, так как непосредственно исходит от государственного органа (юридического лица), или должностного лица этого органа. Особый статус официальной информации дает право субъектам ее использующим ссылаться на такую информацию, достоверность которой признается гарантированной.
Итак, информация, как общий объект правоотношений и ее виды можно классифицировать по степени доступности к ней субъектов права на общедоступную (открытую) информацию, конфиденциальную информацию ( ограниченного доступа) и информацию составляющую государственную тайну (закрытая информация).
Правовая защита информации должна быть четко увязана с границами регулирования каждого вида информации и статусом информации. В правовой системе России нет основополагающего закона, который имел бы четкую систему разграничения информации и Общую часть, объединяющую правовое понятие информации как объекта правового регулирования и право субъектов на получение информации, на ограничение в доступе к информации и защиту информации.
Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации защищает информацию, как коммерческую тайну не подпадающую под охрану норм патентного, авторского или иного специального законодательства России. Правила статьи распространяются также на охраноспособные решения (изобретения, полезные модели и др.), не запатентованные правообладателем по каким – либо, как правило экономическим мотивам.
Основами Гражданского законодательства была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства («ноу –хау»), в качестве особого объекта гражданского права ( ст.151 ГК РФ.Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:
1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий. Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений* ).
Статья 139 Гражданского кодекса не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень. Как и в Основах Гражданского законодательства, установлен один общий признак, которым должна обладать охраняемая информация - « коммерческая ценность «, т.е. способность быть объектом рыночного оборота. Условием предоставления защиты служит принятие правообладателем всех необходимых мер для обеспечения ее конфиденциальности. При соблюдении этих требований под правила статьи 139 ГК РФ подпадают, таким образом, любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но и в других областях хозяйственной деятельности: торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах.. В зарубежной экономической и правовой литературе вся эта информация обозначается различными терминами: « коммерческая тайна», « секреты производства », « ноу –хау », которые в аспекте правовых категорий воспринимаются как синонимы.
Закон устанавливает, что информация представляет собой служебную или коммерческую тайну, если:
а) информация ИМЕЕТ действительную или потенциальную КОММЕРЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ,
б) НЕИЗВЕСТНА третьим лицам,
в) НЕТ на законном основании СВОБОДНОГО ДОСТУПА к этой информации,
_________________________
*Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (ред. от 26.01.96) 31 мая 1991 г. N 2211-1 Раздел V. Право на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве Раздел VI. Наследственное право Раздел VII. Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров
г) ОБЛАДАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ принимает меры к ОХРАНЕ ЕЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188 утвержден "Перечень сведений конфиденциального характера", в котором:
а) СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА определяется как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 3 Перечня);
б) КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА определяется как сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 5 Перечня).
Очевидно, что как в приведенном Перечне, так и других нормативных актах, в т. ч. и в ГК, к сожалению, имеются
разночтения и неточности в формулировках. Например, предусмотренная в ст. 139 ГК РФ.
Служебная тайна может не содержать и зачастую не содержит информации, имеющей коммерческую ценность - главное, что эта информация неизвестна третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании третьих лиц, обладатель информации принимает меры к сохранению ее конфиденциальности. С другой стороны, определение в Перечне служебной тайны как служебных сведений, доступ к которым ограничен органами власти, неограниченно сужает понятие служебной тайны. В п. 6 Перечня согласно Указу Президента сведения о сущности изобретения, полезной
модели, промышленного образца до официальной публикации сведений о них вынесены в группу конфиденциальной информации вне коммерческой тайны (для правообладателя) и служебной тайны (для органов управления). Предусмотренная ст. 857 ГК РФ БАНКОВСКАЯ ТАЙНА, очевидно, составляет один из видов коммерческой тайны.
Служебная и коммерческая тайна - это два
различных вида более широкого объекта гражданских прав относительно информации со своими особенностями правового регулирования и охраны. Смешение этого приводит к юридическому смешению служебной и коммерческой тайны, например, в ст.ст. 31- 33 Закона "О рынке ценных
бумаг"( статья 31.Служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Статья 32. О лицах, располагающих служебной информацией. К лицам, располагающим служебной информацией, относятся: члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица; аудитору эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации. При этом под членами органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг - юридического лица понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию. Статья 33. Сделки, совершаемые с использованием служебной информации. Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Общепризнанно, важнейшим элементом КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ является НОУ-ХАУ (секреты производства), под которыми понимаются сохраняемые обладателем в секрете сведения, связанные с научно-технической, производственной, коммерческой деятельностью в любой сфере,
несанкционированное разглашение и/или использование которых третьими лицами может нанести ущерб его экономическим или иным интересам.
Ноу-хау представляет собой один из самых масштабных объектов интеллектуальной собственности (Мировое сообщество в подписанной 14 июля 1967 г. в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), определило, что ИС (интеллектуальная собственность) включает, во-первых, промышленную собственность (патенты, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, защита от недобросовестной конкуренции), во-вторых, авторское право и смежные права, в-третьих, все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Некоторые эксперты относят к ИС все профессиональные знания, опыт, ноу-хау (производственные и иные знания, умения, секреты), ноу-хау (специфические навыки), гудвил (нематериальные активы, неотделимые от предприятия, включая наличие обученного персонала и клиентуры, методы и приемы управления и функционирования, результаты и опыт рекламы и маркетинга в целом, репутация предприятия и ее продукции или услуг, преимущества местонахождения, а также
нематериальные активы, неотделимые от физического лица (лиц), включая общую и профессиональную квалифицированность, личную репутацию и профессиональные качества.
В России имущественные и личные неимущественные отношения в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов регулируются Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. Этот Закон достаточно гармонизирован с мировой практикой и зарубежным национальным законодательством в этой сфере и позволяет достаточно эффективно защищать и использовать эти объекты промышленной собственности. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец
охраняет закон и подтверждает патент на изобретение,свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на использование. Патент на изобретение действует в течение 20лет, патент на промышленный образец - в течение 10 лет, свидетельство на полезную модель - в течение 5 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство, причем действие двух последних охранных документов может быть продлено, соответственно, на 5 и 3 года ( ст. 2 Патентного закона РФ).
Изобретательство органически присуще человечеству, делает нашу жизнь цивилизованнее и эффективнее. Изобретения в разных сферах человеческой деятельности - источник и основа богатства всех инженерных и промышленных компаний мира...
Достаточно напомнить. о хрестоматийных примерах Нобеля, Форда, Дюпона, нашего современника Гейтса.
Отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров, регулируются в России Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г.
Что такое товарный знак? Это обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет и исключительное право в отношении товаров и/или услуг, указанных в свидетельстве. Правовая охрана товарного знака предоставляется только на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров (ст. ст. 1-3 Закона о товарных знаках).В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы
словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарные знаки в той или иной мере и степени сопровождают практически каждого человека, каждое предприятие повседневно. В мире сейчас зарегистрировано более 25 млн. товарных знаков, из них 1,5 млн. в США. В России зарегистрировано около 165 тыс. и ежегодно регистрируется порядка 10 тыс. новых знаков).
Традиционно к ноу-хау относят:
- технические решения, выполненные на уровне изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, пока и поскольку поданные на них в патентное ведомство заявки не опубликованы в установленном порядке;
- технические решения на уровне изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, относительно которых правомочное лицо приняло решение о сохранении их в секрете без подачи заявок на получение охранных документов на промышленную собственность.
Анализ мировой практики показывает, что удельный вес этой категории ноу-хау постоянно растет и по своим объемам сопоставим с запатентованными объектами;
- не охраняемые законодательством о промышленной собственности сопутствующие результаты научно-исследовательской, изобретательской, иной творческой деятельности;
- научный и производственный опыт во всех сферах деятельности, в т. ч. сведения относительно эффективных и неэффективных технологических приемов и методов ведения производства, контроля качества продукции, эксплуатации и ремонта оборудования, методов исследований, способов лечения и др.;
- научная, проектно-конструкторская и иная техническая документация, включая технологические регламенты, производственные инструкции, стандарты внутрипроизводственного контроля, разработки, направленные на улучшение потребительских качеств продукции - повышение (оптимизацию) технических характеристик, надежности и срока службы изделий, разработки, направленные на повышение эффективности производства, в т. ч. по снижению материально- энерго- трудоемкости.
Обычно ноу-хау представляют собой существенную часть научно-технической и производственной документации, в связи с чем вся документация, содержащая ноу-хау, по существу является КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ, что и нашло свое отражение в ст. 771 ГК РФ.
В составе объектов коммерческой тайны специфичное ноу-хау составляют сведения относительно коммерческой и
организационно-управленческой информации, разумеется, и
финансово-банковской, причем последняя представляет особый вид коммерческой тайны - БАНКОВСКУЮ.
К КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ обычно относят:
- сведения о производственной и финансовой деятельности фирмы, в т.ч. планы производственного развития, финансирования, кредитования; сведения о финансовых взаимоотношениях с партнерами и клиентами и др.
- сведения маркетингового характера (маркетинговая политика, развитие рынков сбыта, вывод на рынок новой продукции, контрактные цены);
- сведения, связанные с контрактами на приобретение оборудования, сырья, комплектующих и/или контрактами на поставку собственной продукции с учетом особых условий реализации, цен, условий и порядка платежей и т. д.
- методики финансово-экономических расчетов и прогнозов и
К ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ информации обычно относят:
- методы и способы управления;
- сведения относительно производственной и научно-технической политики, патентно-лицензионной концепции и политики;
- сведения о деловых связях и переговорах;
- планы и прогнозы научно-технического развития, планы развития и переоснащения производства и выпуска новых видов продукции;
- планы маркетинга, в т. ч. планы по экспорту и импорту;
- сведения кадрового характера, в т. ч. о перемещениях.
В мировой практике все чаще под термином НОУ-ХАУ понимают ВЕСЬ КОМПЛЕКС ЗНАНИЙ, ОПЫТА И ПРАВ, необходимых для коммерциализации соответствующего объекта. В любом объеме понимания ноу-хау, если оно соответствует требованиям ст. 139 ГК РФ, такое ноу-хау, пользуется правовой защитой в установленных законом порядке и пределах. В связи с этим следует заметить:
а) обладание коммерческой тайной, научно-производственными и коммерческими ноу-хау, их эффективное распоряжение и использование создают правообладателю существенные преимущества в работе на рынке;
б) информация, относящаяся к коммерческой тайне, особенно научно-производственные ноу-хау являются конкурентоспособным и высоколиквидным товаром, который может передаваться третьим лицам на лицензионной основе (Охраняемая информация может быть использована другими лицами при соблюдении двух условий: получения самой информации законным путем и получения разрешения правообладателя на такое использование («бесплатная лицензия»). Отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем и пользователем (лицензиатом) оформляются лицензионным договором. Типичным является договор на передачу готовых научно - технических разработок – технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т.п. Права на коммерческую информацию входят в комплекс исключительных прав, составляющих предмет договора коммерческой концессии ( ст. 1027 ГК РФ), в т. ч. в виде вкладов в уставный капитал;
в) в случаях передачи на лицензионной основе исключительных прав сопутствующее научно-производственное ноу-хау существенно влияет на стоимость патентов и размеры лицензионных вознаграждений, а во многих случаях является непременным условием лицензионного договора. Вместе с тем нередко ноу-хау представляет собой единственный предмет лицензионного договора;
г) состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок использования ноу-хау, режим защиты, порядок передачи определяется правообладателем, обычно - первыми руководителями фирмы, а в случае, если ноу-хау принадлежит физическому лицу, то непосредственно последним;
д) передача коммерческой информации, в т.ч. научно-производственного ноу-хау третьему лицу на базе лицензионного
договора, если в договоре установлены надлежащие условия сохранения конфиденциальности этой информации правоприобретателем, сколь бы много таких правоприобретателей ни было, не лишает такую информацию режима коммерческой тайны, пока и поскольку сохраняется ее конфиденциальность.
Нередко задается вопрос, а если два или несколько физических или юридических лиц, независимо друг от друга, приобрели аналогичные ноу-хау, имеют ли они права на охрану своего ноу-хау? Безусловно, пока и поскольку эта информация не станет общеизвестной. В практике нередки случаи, когда обладатели аналогичных или дополняющих друг друга ноу-хау в той или иной форме уславливаются об обмене и общих режимах охраны.
СПОСОБЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Защита служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляться на основе норм гражданского, административного либо уголовного права.
Для эффективной защиты коммерческой тайны необходимо разобраться в путях и направлениях ее утечки. Вот некоторые из них:
а) статьи, депонированные рукописи, лекции, диссертации работников фирмы,
б) научно-технические отчеты, проектная и технологическая документация,
в) несанкционированные беседы работников фирмы относительно новых разработок фирмы с третьими лицами, неправомерные действия авторов разработок,
г) текучесть персонала фирмы,
д) рекламные материалы,
е) передача материалов соисполнителям,
ж) проведение переговоров с потенциальными партнерами, демонстрация опытного и/или промышленного производства, осуществленные без надлежащих предосторожностей по обеспечению конфиденциальности, и др.
В числе других каналов утечки информации уместно привести 3 примера:
- покупатель новой, еще не запатентованной продукции, получив без надлежащих обязательств по конфиденциальности опытный образец, использует его для воспроизводства и/или создания усовершенствованного продукта с учетом своих знаний и обладания более эффективной технологией;
- потенциальный покупатель новой технологии, прорабатывая в рамках предварительных переговоров вопросы обеспечения производства по этой технологии доступным сырьем, получает сведения и/или образцы используемого по технологии сырья, а остальное нередко является делом техники и этики;
- предполагаемый соисполнитель по организации нового производства получает от обладателя ноу-хау в неконфиденциальном порядке информацию и затем использует ее в собственных целях, отказавшись от сотрудничества с правообладателем ноу-хау.
Однако самым главным источником утечки конфиденциальной
информации обычно является собственный персонал фирмы, причем на всех его уровнях, начиная от технических работников и кончая руководителями. Общепринято мнение, что обладающие профессиональными знаниями, научными, производственными и коммерческими секретами сотрудники представляют собой самое ценное ноу-хау фирмы. Западные эксперты, оценивая интеллектуальную собственность в капитале развитых
фирм на уровне 30-40%, обычно принимают за исходное, что частью этой интеллектуальной собственности фирмы являются наряду с патентами и другой промышленной собственностью и ноу-хау также профессиональные знания и опыт сотрудников.
Каковы общепринятые меры правовой охраны КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ? В конкретных условиях эти меры весьма разнообразны, однако их можно свести в несколько групп, что на практике облегчает обеспечение конфиденциальности и контроль за соблюдением:
а) установление надлежащего порядка регулирования и определение объектов конфиденциальной информации, причем перечень этих объектов обычно систематически обновляется (включаются новые и исключаются утратившие необходимость охраны);
б) заключение соответствующих договоров о конфиденциальности с сотрудниками, особенно с носителями коммерческой тайны;
в) своевременное и досрочное получение патентов на объекты промышленной собственности при одновременном сохранении соответствующих ноу-хау;
г) контроль за сохранением ноу-хау и коммерческой тайны в связи с рекламной деятельностью;
д) заключение договоров о конфиденциальности с потенциальными покупателями технологий и производителями продукции, а также с соисполнителями по освоению и проверке новой технологии и продукции;
е) тщательная подготовка к переговорам с потенциальными партнерами и покупателями технологий и лицензий, определение и инструктирование участников переговоров, ограничение доступной информации при ознакомлении потенциальных покупателей с
технико-экономическими показателями и производством. Например, при ознакомлении с действующим опытным и/или промышленным производством на время демонстрации отключаются приборы, по которым можно установить параметры проведения технологического процесса, а при демонстрации химического производства также ограничивается доступ к катализаторам, ингибиторам и др. продуктам, которые могут позволить
несанкционированно воспроизвести технологию;
ж) тщательная проработка лицензионных договоров, договоров о научно-техническом сотрудничестве и кооперации с точки зрения обеспечения режима конфиденциальности и контроль за соблюдением конфиденциальности на всех этапах реализации договоров.
Что касается организации переговоров при отсутствии договоров (обязательств) по конфиденциальности, ине известно несколько случаев, когда в ходе цикла переговоров с разными участниками со стороны правообладателя самостоятельно воссоздать ноу-хау и, естественно, отказаться от закупки.
В случаях выбора надежного и эффективного партнера. Нередко легкость, с которой партнер соглашается на подписание соглашения о конфиденциальности, свидетельствует не о серьезности его намерений, а напротив - о легковесности и безответственности. Серьезный партнер идет на подписание соглашения о конфиденциальности после тщательной юридической проработки последствий и условий такого соглашения.
Закон в ч. 2 п. 2 ст. 139 ГК РФ устанавливает:
а) лица, незаконными методами получившие информацию, составляющую служебную или коммерческую информацию, обязаны возместить причиненные убытки. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 10) рассматривает получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или коммерческой информации, без
согласия ее владельца, как одну из форм недобросовестной конкуренции;
б) такая же обязанность по возмещению причиненных убытков возлагается:
- на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в т. ч. контракту( данное положение является существенной новеллой ГК РФ. До принятия нового ГК нормы гражданского права об имущественной ответственности не могли применяться в аналогичных случаях, поскольку работник, разгласивший информацию и причинивший тем самым ущерб работодателю, был связан с ним трудовыми правоотношениями, которые подпадали под действие норм трудового права. Вместе с тем санкции за нарушение служебной тайны устанавливаются также нормами законов о соответствующих видах деятельности );
- на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В качестве основного гражданско – правового способа защиты коммерческой тайны гражданское законодательство указывает возмещение причиненных правообладателю убытков. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода ( ст.15 ГК РФ). Наряду с этим возможно применение и других способов защиты, указанных в ст.12 ГК РФ, а именно:
1. Признание права;
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
3. Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
5. Самозащита права;
6. Присуждение к исполнению обязанности в натуре;
7. Возмещение убытков;
8. Взыскание неустойки
9. Компенсация морального вреда;
10. Прекращение или изменение правоотношения;
11. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
Иными способами, предусмотренными законом.
Нормы административного права применяются, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами органов государственного управления ( налоговых, контролирующих, правоохранительных и др.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях. Например, в соответствии со ст. 25 Закона о конкуренции за разглашение сведений, составляющую коммерческую тайну, должностные лица федерального
антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Уголовный кодекс России в статье 183 установил уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, а именно за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом с целью разглашения либо незаконного использования этих сведений-
Наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
За незаконное использование или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, установлена ответственность в качестве штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
Субъект данного преступления вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцати летнего возраста, которое не имеет доступа к информации и потому вынуждено незаконно добиваться ее получения.
Состав преступления будет и в действиях тех лиц, к которым информация попала случайно либо которые незаконно получили ее. Важно лишь установить, что лицу действительно был известен характер разглашаемых им сведений как коммерческая или банковская тайна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
3. Уголовный кодекс Российской Федерации;
4. Винер Н. Кибернетика и общество. М. 1951. С. 31
5. Указ Президента РФ от 06 марта 1997 года « О перечне сведений составляющих коммерческую тайну».
6. Федеральный закон РФ « О государственной тайне» от 21.07.97 г. № 5485 –1.
7. Федеральный закон РФ от 20.02.95 г. № 24 – ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации» .
8. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (ред. от 26.01.96) 31 мая 1991 г. N 2211-1.
9. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.
10. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г.
|