В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. №2002 – 1 с изменениями и дополнениями Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное место. Это специфический орган государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве.
Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Как видно, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры.
В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.
В указанных выше целях прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Пределы, формы и методы надзора, полномочия прокуроров по его осуществлению определены в разделе III Закона ("Прокурорский надзор"). Из положений этого раздела отметим положения гл. 2. Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является надзор за соблюдением этих прав и свобод федеральными министерствами и ведомствами и другими органами, указанными в п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона (перечислены выше). При этом прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, разъясняют пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба и др.
При осуществлении этих и других полномочий в данной сфере прокурорского надзора прокурор при наличии оснований возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении; предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, либо обращается в установленном порядке в суд с целью отмены незаконного акта и восстановления нарушенных прав; вносит представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина. Протесты, представления прокурора вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, установленные ст. 23 и 24 Закона.
Прокуратура наделена правом осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, в частности приказов, распоряжений, инструкций и т.д.
Надзор за соответствием закону постановлений, распоряжений и иных правовых актов Правительства Российской Федерации на прокуратуру не возлагается. Однако, согласно п. 2 ст. 24 Закона, в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует об этом Президента Российской Федерации.
Требования, протесты, представления, постановления прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре, подлежат обязательному рассмотрению и исполнению в порядке и сроки, установленные этим же Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность.
Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами, действуют гласно, информируют органы государственной власти Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (п. 2 ст. 4 Закона).
Недопустимо вмешательство в осуществление прокурорского надзора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона).
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников.
Руководствуясь полномочиями, предоставленными ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор при осуществлении государственного надзора вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документации и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде органы прокуратуры не подменяют другие надзорно - контрольные органы.
Наделенные определенными властными полномочиями, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).
В случае принятия акта, нарушающего трудовые права работника, прокурор приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Прокурор вносит представление об устранении нарушений трудовых прав работника в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение (ст. 28 Закона о прокуратуре).
Прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иному виду ответственности, предусмотренному законом.
В России стремительно растет задолженность по зарплате перед работниками бюджетной сферы. К середине лета она достигла 3 миллиардов рублей.
Несвоевременная выплата заработной платы отмечена повсеместно. В основном это связано с недостаточной наполняемостью бюджетов различных уровней, задержкой расчетов потребителей за получаемую продукцию.
По этим причинам в Архангельской области более 1000 организаций имеют задолженность по заработной плате на общую сумму 500 миллионов рублей. Третья часть невыплат относится к бюджетной сфере. В Камчатской области на 131 предприятии длительное время не выплачивается зарплата 29 тысячам работников. В Кемеровской области только в угольной промышленности задолженность составила около 300 миллионов рублей.
Ситуация усугубляется действиями некоторых должностных лиц и руководителей различных уровней. Например, в Ростовской области председатель сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Правда" Хукасян систематически не выплачивал заработную плату своим подчиненным. С 1 октября 2001 г. по 1 апреля 2002 г. задолженность по зарплате перед 169 работниками составила 873 тысячи рублей.
Прокуратура Егорлыкского района официально предостерегла Хукасяна о недопустимости нарушения трудового законодательства в части несвоевременности выплаты заработной платы. Однако Хукасян продолжал нарушать закон, поступившие в кассу денежные средства похищал по подложным документам. Всего им похищено 94 тысячи 200 рублей.
21 мая 2002 г. Хукасян привлечен к уголовной ответственности по статьям 145 часть 2 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат" и 160 часть 2 пункт "в" "Присвоение или растрата" Уголовного кодекса Российской Федерации. По статье 145-1 часть 1 УК РФ в Курске возбуждено уголовное дело против руководства АООТ "Курскхимволокно". С октября 2001 г. по настоящее время трудовому коллективу не выплачивалась зарплата.
До массовых акций протеста дошло дело во Владивостоке. 17 мая этого года работники ОАО "Дальморепродукт" перекрыли движение автотранспорта по улице Пологая и Океанскому проспекту. Участники пикетирования выдвинули требование о погашении задолженности по зарплате. На 1 апреля нынешнего года она составила 52 миллиона рублей. Против руководства ОАО "Дальморепродукт" возбуждено уголовное дело по статье 145-1 часть 1 УК РФ.
Кстати, в течение двух лет работники ОАО "Дальморепродукт" обращались в прокуратуру. Проводились проверки и в интересах заявителей направлялись исковые заявления в суд. В прошлом году рассмотрено и удовлетворено 48 заявлений на сумму почти в 10 миллионов рублей. В этом году в суд направлено 125 заявлений на сумму 6 млн 390 тысяч рублей.
Увеличивающийся поток жалоб и заявлений, акций массового протеста объясняется социальной напряженностью, связанной с экономической нестабильностью; противоречивостью законодательства; зачастую отсутствием финансового обеспечения льгот, предоставляемых федеральным законодательством различным категориям граждан; игнорированием законов некоторыми должностными лицами органов власти и управления, руководителями предприятий и организаций с различными формами собственности. Особенно подвержена нарушениям сфера трудовых и пенсионных правоотношений.
Важность надзора прокуратурой за трудовым законодательством подтверждена президентом РФ В.В. Путиным, который в пятницу 21 января 2005 года на заседание коллегии Генеральной прокуратуры «рассказал прокурорам об их обязанностях».
Президент указал, что ключевой задачей прокуратуры является защита прав и свобод граждан, обеспечение верховенства закона. Коллегия обсуждает итоги деятельности прокуратуры за прошлый год. Будут также намечены приоритеты работы прокуроров в текущем году.
"Уверен, Вы хорошо понимаете, что подходы и практика работы прокуратуры должны в полной мере соответствовать характеру современных угроз и быть адекватными тем общенациональным задачам, которые стоят перед Россией, которые решает наш народ", - сказал Путин на заседании коллегии Генпрокуратуры.
"Ключевым направлением деятельность органов прокуратуры - от Генеральной до районной, остается защита прав и свобод граждан Российской Федерации", - подчеркнул президент. По его словам, прошедший год показал, что "главной задачей прокуроров остается обеспечение верховенства закона, его неуклонного соблюдения, прежде всего в сфере защиты прав граждан, их безопасности и охраняемых законом интересов государства и общества"
Путин ждет от прокуратуры активной позиции по развитию законодательной базы"Должна быть в целом продолжена работа по развитию законодательной базы как на федеральном, так и на региональном, местном уровне, - сказал он. - Прокуратуре необходимо заявлять свою позицию по всем проектам, связанным с противодействием преступности, обеспечением национальной безопасности, защитой интересов граждан".
В качестве примера президента привел мониторинг применения принятого в 2001 году Уголовно-процессуального кодекса. "В результате совместной работы нескольких ведомств подготовлены и приняты три федеральных закона, устраняющие пробелы, внутренние противоречия и двойные толкования отдельных положений Кодекса", - отметил глава государства.
Президент потребовал немедленно реагировать на нарушения трудового законодательства
"По-прежнему много жалоб поступает на несоблюдение работодателями трудового законодательства, в общей массе нарушений социальной направленности таких преступлений около 60%", - сказал глава государства.
"Ваша прямая обязанность - немедленно на них реагировать, при необходимости привлекать виновных как к административной, так и к уголовной ответственности", - подчеркнул Путин.
Возможно, "спавшая" почти три года статья 145.1 УК теперь действительно "проснулась". Особенно, если учесть, что Генеральный прокурор Владимир Устинов дал указание подчиненным усилить надзор за исполнением трудового законодательства. По данным Генпрокуратуры, в последние дни аналогичное ростовскому дело возбуждено и в Курской области - по невыплате заработной платы на предприятии "Курскхимволокно".
Только масштабы здесь иные - речь о двух тысячах работников и десятимиллионных долгах. Недавняя акция протеста рыбаков во Владивостоке тоже получила продолжение: уголовное дело возбуждено против руководителя компании "Дальморепродукт". Наконец, в Ростовской области заканчивается следствие еще по одному делу - опять-таки по статье 145.1 Обвиняемым по нему проходит руководитель еще одного сельскохозяйственного предприятия - директор ООО "Труженик". Дело предполагается передать в суд уже в июне.
Список использованных нормативно – правовых актов и литературы
Конституция РФ от 13 декабря 1993 г.
Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. №2002 – 1
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.
Журнал управление персоналом "Генпрокуратура: как исполняется ТК РФ" № 3. 2005 г.
|