Вопросы:
1.Место муниципальных органов в демократической системе управления обществом.
2.Представительные органы местного самоуправления.
3.Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.
Задача.
Подберите в нормативно-правовых актах и дайте анализ обязывающих, управомочивающих и запрещающих норм (не менее двух каждого вида).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
Местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, и на взаимодействии жителей этой территории.
Местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, ряда других прав.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция Российской Федерации определяет основные формы осуществления народом своей власти (формы публичной власти): непосредственное осуществление власти, высшим выражением которого являются референдум и выборы; через органы государственной власти, которые, в соответствии с федеративным устройством России, разделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации; через органы местного самоуправления.
"Местные представительные органы являются формой организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, проживающего на соответствующей территории". Данное определение содержится в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления создаются в связи с делегированием им части полномочий населения на решение вопросов местного значения, с одновременным наделением соответствующей достаточной компетенцией. В связи с этим их можно классифицировать по: механизму делегирования полномочий; качеству делегированных полномочий; количеству делегированных полномочий. Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата).
Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования, который разрабатывается и принимается им самостоятельно. Различие в структуре органов местного самоуправления диктуется не тем, в каком "суверенном" субъекте Российской Федерации находится данное муниципальное образование, а характерными особенностями именно самого муниципального образования - его территорией, численностью населения, географией расположения и многими другими конкретными особенностями. Так, в соответствующих законах республик в составе РФ используются национальные названия муниципальных образований: кожууны, сумоны, арбаны, улусы, что однако, не меняет принципа территориального или поселенческого объединения населения.
Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Закон определяет исключительное ведение представительных органов:
1.принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2.утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3.принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4.установление местных налогов и сборов;
5.установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6.контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований (часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.
Для выполнения исполнительно-распорядительных функций в муниципальном образовании создается местная администрация; исполнение функций местной администрации по решению представительного органа муниципального образования может быть поручено единой администрации, создаваемой в этих целях несколькими муниципальными образованиями, либо администрации другого муниципального образования на основании договора о межмуниципальном сотрудничестве.
Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящие в категорию муниципальных служащих.
"Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные и другие органы местного самоуправления" (часть 2 статьи 130 Конституции РФ), причем для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.
Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, не выборным, путем (например, сформированные путем делегирования представителей других органов или организаций; созданные соответствующим решением уполномоченного на то органа или должностного лица).
И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу (комитеты и комиссии для решения отдельных вопросов, самостоятельные подразделения местных администраций, муниципальные организации и предприятия).
Таким образом, делегирование полномочий населения приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного самоуправления с различной компетенцией, различающихся по механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. определение органов местного самоуправления звучит следующим образом: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями решать вопросы местного значения (ст. 2). Принятые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7).
ЗАДАЧА
Нормы права – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления норм права являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы нормы права - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые нормы права, нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.
Нормы права запрещающие - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий (злоупотреблять властью, нарушать права граждан и другие неправомерные действия). Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, они прямо не устанавливают правил позитивного поведения (что характерно для обязывающих и управомочивающих норм). А указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым диктуют правила должного поведения. Например такая норма указана в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефрендуме граждан Российской Федерации»:
«Статья 64. Порядок голосования
...
4.Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.»
Нормы права обязывающие - нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.
На мой взгляд , в муниципальном праве, доминируют обязывающие нормы, например статья 9 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ред. Федерального закона от 22.06.1998г. №85-ФЗ):
«Статья 9. Списки избирателей
...
Любой гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в любой день, включая день выборов, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день выборов - в течение двух часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление гражданина и устранить ошибку либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления».
Для обязывающих и зарещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивающие его гибкость в различных ситуациях. В качестве примера можно взять статью 11 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»:
«Статья 11. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1.Муниципальный служащий не вправе:
1)заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2)быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3)заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (и другие).
2.Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением
профессиональных союзов.
3.Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.»
Нормы права управомочивающие - нормы права определяющие правила возможного поведения субъекта. Предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия вцелях удовлетворения своих законных интересов.
Примером указанной нормы можно указать норму статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конститционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»:
«Статья 4. Обеспечение проведения выборов
1. Если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, в представительный орган местного самоуправления избирается то же число депутатов, которое было установлено для представительного органа местного самоуправления прежнего созыва, избранного не ранее 12 декабря 1993 года.» (в ред. Федерального закона от 22.06.98 N 85-ФЗ)
Предписывающие нормы поведения могут быть изложены и в одной статье закона, как это указано во «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»:
«Статья 3. Избирательные права граждан
Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.
Депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования.
Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Список используемых нормативно-правовых актов и литературы:
1.Конституция РФ (вступила в действие 12 декабря 1993).
2.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конститционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
4.Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. (в ред. 22.06.1998 №85-ФЗ).
5.Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
7.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефрендуме граждан Российской Федерации».
8.Комментарий к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под ред. Ю.А.Тихомирова, издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 1997.
9.Комаров М.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие, издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2000.
10.Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. М., «Книга сервис», 2003.
11.Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России: Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2003.
|