Введение
В статье 1 Федерального закона РФ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон об адвокатуре) дается следующее определение: “Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию”.
Понятие “адвокатская деятельность” в российском законодательстве дается впервые. В существовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР оно отсутствовало, что приводило к широкому толкованию сферы деятельности адвоката в общественной жизни. Тоже самое можно сказать и об учебной и справочной литературе.
Основными составляющими признаками адвокатской деятельности являются:
1)оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям);
2)оказание такой помощи лицами, работающими на профессиональной основе;
3)лица, оказывающие эту помощь, должны иметь статус адвоката, который получается в порядке, установленном настоящим законом;
4)целями этой деятельности должны быть: защита прав, свобод и интересов доверителей, обеспечение доступа к правосудию.
Наличие в деятельности одновременно всех четырех указанных выше признаков дает основание к признанию ее адвокатской.
Порядок приобретения статуса адвоката
Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Закон об адвокатуре установил ряд требований, которым должно соответствовать лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката.
Статус адвоката имеет право приобрести лицо, имееющее высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредицию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученную степень по юридической специальности. При этом указанное лицо должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного до двух лет.
В стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1.в качестве судьи;
Судьями в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) “О статусе судей в Российской Федерации” являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на професиональной основе. Все судьи (судья Конституционного Суда РФ; судья Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; судья верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа; судья арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) судасубъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья) в Российской Федерации обладают единым статусом. Судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответсвующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, а также федеральными законами;
2.работа на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЗ) “Об основах государственной службы Российской Федерации” государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение обязанностей;
3.работа на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
В качестве указанных должностей следует рассматривать должности в государственных органах бывшего СССР, РСФСР и Российской Федерации, которые предусматривали исполнение обязанностей, соответ- ствующих ныне существующим высшим, главным, ведущим и старшим государственным должностям государственной службы;
4.работа на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 1112-ФЗ) “Об основах муниципальной службы Российской Федерации” муниципальной должностью является должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Практика показывает, что в большинстве субъектов РФ к муниципальным должностям по уровню образования предъявляются такие же требования, как и к государственным должностям государственной службы;
5.работа на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации1;
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служищими. Требования к должностям, предполагающим наличие высшего юридического образования, определяются в соответствии с Федеральым законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”;
6.работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
Для проведения правовой работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в зависимости от объема, характера и сложности работы создается, как правило, в качестве самостоятельного структурного подразделения юридический отдел (бюро) или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта; в министерстве, ведомстве, где имеется арбитраж, создается юридический отдел (бюро) с арбитражем. На должность начальника (заведующего) юридического отдела, юрисконсульта назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование.
7.Работа на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
Для приобретения стажа работы, необходимого для получения статуса адвоката, требуется осуществлять трудовую деятельность в качестве научного работника (т.е. иметь категорию “научный работник”, которой отвечает гражданин – обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностю). К такой же категории следует относить деятельность непосредственно руководителей научно-исследовательских учреждений;
8.работа в качестве преподавателя юридических дисциплин в
учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
9.работа в качестве адвоката;
10.работа в качестве помощника адвоката;
В статье 27 Закона об адвокатуре закреплено, что помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, за исключением лиц, которые не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности в силу п. 2 ст. 9 этого же закона. Помощник адвоката принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием, а в случае, если адвокат осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете, - с адвокатом;
11.работа в качестве нотариуса;
Нотариальные действия в РФ совершаются в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм., внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ). На должность нотариуса в РФ назначается в порядке, установленном указанными Основами, гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее обного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Не могут претендовать на приобретение статуса адвоката и осушествлять адвокатскую деятельность следующие категории лиц:
1. признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2. имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена. (п. 3 ст. 9 Закона об адвокатуре).
Лицо, соответствующее указанным выше требованиям, вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
В квалификационную комиссию одновременно с заявлением соискатель представляет следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего его личность;
- анкету, содержащую биографические сведения;
- копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности;
- копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности;
- а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену. Недостоверными сведениями являются сообщение претендентом своих биографических данных, сведений о стаже работы, об образовании, которые не соответствуют действительности.
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. В частности в органы внутренних дел можно обратиться с запросом о наличии или отсутвтии судимости у претендента; в наркологический диспасер – по вопросу нахождения на лечении по поводу алкоголизма или наркомании; в психиатрическое медицинское учреждение – по вопросу о наличии или отсутствия у лица психического заболевания. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.
Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Квалификационный экзамен служит для определения возможности претендента квалифицированно оказывать юридическую помошь, поэтому Закон об адвокатуре установил, что требования к квалификационному экзамену являются едиными для всей страны. Это соответствует Основным положениям о роли адвокатов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. (г. Нью-Йорк), в которых определено, что “... правительства, профессиональная ассоциация адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом”1.
О дате и времени квалификационного экзамена претендент должен быть заранее уведомлен. Также ему предоставляется возможность ознакомиться с вопросами квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен состоит из двух частей: ответа на письменные вопросы (тестирование) и устного собеседования. Перед началом экзамена претенденту предлагается свободно выбрать билет. Для ответа на письменные вопросы претенденту предоставляется необходимое время. Вести переговоры с другими претендентами запрещается, а лица, которые нарушают данное требование, могут быть удалены с экзамена. В аудитории, помимо претендентов и членов комиссии, присутствовать посторонним лицам запрещается. Секретарем комиссии ведется протокол, в который он заносит все вопросы, заданные членами комиссии, и краткое содержание ответов на них. Протокол подписывают все члены комиссии, а также лицо, сдававшее экзамен. Сдавшим экзамен считается лицо, полно и правильно ответитвшее на большинство вопросов. В случае вынесения в отношении претендента, сдававшего экзамен, отрицательного решения он имеет право подать апелляцию в эту же квалификационную комиссию. Апелляция рассматривается в специально установленный для этого день в присутствии претендента.
Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, может быть допущен к его повторной сдаче не ранее чем через год (п. 3 ст. 11 закона об адвокатуре).
Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Квалификационная комиссия не вправе отказать третенду, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после слачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствующие допуску к квалификационному экзамену. В этих случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.
Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу после принятия претендентом присяги адвоката. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становиться членом адвокатсткой палаты.
О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия решения уведомляет территориальный орган юстиции. Уведомление квалификационной комиссии о присвоении лицу статуса адвоката регистрируется при его поступлении в территориальный орган Министерства юстиции РФ в общем порядке, после чего передается работникам, отвечающим за ведение реестра, для подготовки соответствующего распоряжения.
В месячный срок со дня получения уведомления квалификационной комиссии:
- издается распоряжение территориального органа Министерства юстиции РФ о внесении сведений об адвокате в региональный реестр;
- сведения об адвокате вносятся в графы 1-4 регионального реестра;
- оформляется удостоверение адвоката;
- адвокат уведомляется о внесении сведений о нем в региональный реестр и возможности получения удостоверенияадвоката.
Номер удостоверения соответствует порядковому номеру в книге учета выдачи удостоверений.
Удостоверение без необходимого оформления, с помарками и
подчистками считается недействительным.
Удостоверение выдается без ограничения срока действия и подписывается начальником территориального органа Министерства юстиции РФ. Удостоверение выдается лично адвокату. Закон устанавливает, что, помимо удостоверения адвоката, накакой иной документ не может удостоверять адвокатский статус (п. 3 ст. 15 Закона об адвокатуре).
Заключение
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученную степень по юридической специальности. Указанно к лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Квалификационная комиссии в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. С этого момента претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления внести сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, учрежденном в соответствии с Федеральным законом “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.
Список используемых нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон РФ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. № 35-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ “Об основах муниципальной службы Российской Федерации” от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 1112-ФЗ).
4. Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ).
5. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм., внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ).
Список используемой литературы:
1. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. канд. юр.наук В.Н. Буробина. - М: “ИКФ “ЭКМОС”, 2003.
2. Гриненко А.В., Костанов Ю.А., Невский С.А. Адвокатура в Российской Федерации: Учеб. Пособие / Под ред. А.В. Гриненко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
|