I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ВАРИАНТ 5
1. Эллиль, выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Хумбабы в убийстве человека, не смог подтвердить своих показаний. Какому наказанию он может быть подвергнут за лжесвидетельство по Законам Хаммурапи? Сравните эту меру с наказанием за лжесвидетельство по Законам XII таблиц в Древнем Риме.
2. Какие важнейшие принципы судебной системы закреплены в английской Великой Хартии Вольностей 1215 г.? Проанализируйте содержание соответствующих статей.
Ответы:
1. В соответствии с параграфом 3 Законов Вавилонского царя Хамурапи за лжесвидетельство по обвинению в убийстве грозила смертная казнь. «Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело -- дело о жизни64, то человек этот должен быть убит.»1. При этом считаю необходимым отметить, что правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, чтобы закрепить абстрактные в законодательстве абстрактно сформулированные нормы права.
Лжесвидетельство по обвинению в убийстве, если попытаться как –то систематизировать все составы преступления, закрепленные в Законах Вавилонского царя Хаммурапи можно включить в преступления против личности, где стоят так- же умышленные и неосторожные убийства, телесные повреждения, оскорбления словом или действием, клевета и т.д.
При этом, как видно из Законов Вавилонского царя Хаммурапи, его Закон обладал изрядной жестокостью. Большой круг преступлений (около 30 составов), куда входит и лжесвидетельство по обвинению в убийстве, карался смертной казнью, которая применялась и по принципу талиона не только в случаях умысла преступника, но и по его неосторожности.
В соответствии с законами XII таблиц в Древнем Риме за лжесвидетельство по обвинению в совершении убийства также была предусмотрена смертная казнь «Таблица VIII.1а. Кто злую песню распевает. 1б. (Цицерон, О государстве, IV. 10. 12: XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого.)»1
Необходимо отметить, что в древнейший период в Законах XII таблиц, также как в Законах Вавилонского царя Хаммурапи не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина степень участия в преступлении и т.д.) Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления. Смертная казнь в Законах XII таблиц упоминается в целом ряде статей. В последствии смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства («лишением огня и воды»).
Из вышесказанного необходимо сделать вывод, что как в Законах Вавилонского царя Хаммурапи, так и в Законах XII таблиц в Древнем Риме, ответственность за лжесвидетельство по обвинению в убийстве определяется одинаково – смертная казнь, что объясняется крайней казуальностью, неразвитостью норм и принципов уголовного права.
2. Великая хартия вольностей 1215 г. была принята в результате выступления баронов при участии рыцарства и горожан против короля Иоанна Безземельного. Важно отметить, что официально Великая хартия вольностей считается первым конституционным актом в Великобритании.
Что касается судебной системы, то в Великой хартии вольностей 1215 г. интересны следующие нормы:
Нормы статей 21 и 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короны.
Статья 21 предусматривала подсудность графов и баронов суду «равных» и гласила так: «21. Графы и бароны будут штрафоваться не иначе, как при посредстве своих пэров, и не иначе, как сообразно роду проступка.»1 Данная статья изымала графов и баронов из – под действия королевских судов с участием присяжных.
Статья 34 Великой хартии вольностей 1215 г. запрещала применение одного из видов судебных приказов (приказа о немедленном восстановлении истца в правах или явке ответчика в королевский суд), данной нормой Великая хартия вольностей ограничивала вмешательство короля в споры крупных феодалов с их вассалами по поводу свободных держаний.
Данное положение дел мотивировалось в Великой хартии вольностей заботой о сохранении у «свободных людей» их судебных курий.
Нормы статей 18-20, 38, 39, 40, 45 подтверждали и закрепляли сложившиеся с XII в. судебно – административные и правовые институты, ограничивающие произвол королевских чиновников.
Так, по статье 38 чиновникам нельзя было привлекать кого – либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверие. Данная норма звучала так: «38. Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей.»1
В статье 45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Данная норма Великой хартии вольностей звучит так: «45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлифов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять.»1
В статье 40 Великая хартия вольностей запрещает взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины.
Особую важность по моему составляет статья 39 которая запрещает арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или «обездоливание каким – либо способом» свободных людей иначе как по законному приговору равных и по закону страны, данная статья звучит следующим образом: « 39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или обявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны.».1
Таким образом, можно сделать вывод, что в нормы Великой хартии вольностей 1215 г. несут существенные, важные нормы, справедливого судопроизводства. Нормы великой хартии вольностей несовершенны, однако они содержат идеи отраженные и в современных Конституция и процессуальных кодексах.
Список используемой литературы:
1. История государства и права зарубежных стран. Часть I-II. М.: 2004 ( под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой). Изд. Норма;
2. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. Ленинград, 1977;
3. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону, 1994;
4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: 1998;
5. Энциклопедия налогов. Вэб - сайт КМ.RU;
6. Электронный текст Законов Вавилонского царя Хаммурапи, законов XII таблиц, а также Великой хартии вольностей 1215 г. взят с сайта Истфака МГУ - http://www.hist.msu.ru/.
|