Содержание
Введение с. 3
1. Глава 1. Предоставление освободившихся жилых
помещений в коммунальной квартире по ЖК РСФСР с. 4
2. Глава 2. Предоставление освободившихся жилых
помещений в коммунальной квартире по ЖК РФ с. 8
Заключение с. 12
Список использованных нормативно – правовых актов
и литературы с. 14
Введение
Для написания курсовой работы мной выбрана тема «Изменение жилищных правоотношений при получении освободившегося в квартире помещения», которая является чрезвычайно актуальной для всех лиц пользующихся жилыми помещениями на основании права собственности или договора найма жилого помещения.
Так сложилось в России, да наверное и в других государствах, что люди живущие в коммунальных квартирах с соседями, как имеющие средства на приобретение нового жилья, так и не имеющие всегда мечтают о том, что скоро соседи съедут, а они займут жилплощать съехавших соседей и таким образом получат квартиру, однако всегда и при существовании старого жилищного кодекса РСФСР, так и в новом жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрена специальная процедура получения освободившегося в квартире помещения, при этом данная процедура предусмотренная вышеуказанными кодексами различна, поскольку создавалась в различных экономико – политических условиях жизни нашего общества.
Моя курсовая работа посвящена именно вопросу изучения и сравнения жилищных правоотношений при получении освободившегося в квартире помещения существовавших при старом ЖК РСФСР 1983 г. И новом ЖК РФ от 24 декабря 2004 года, вступившем в силу с 01 марта 2005 года.
1. Глава 1. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по ЖК РСФСР
Согласно ст. 46 ЖК1, если в квартире, где проживает несколько нанимателей, освободилось изолированное жилое помещение, оно должно быть предоставлено проживающим в квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь).
При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они состоят на учете нуждающихся по месту жительства в исполкоме местного Совета народных депутатов либо по месту работы, а также при наличии оснований, предусмотренных ст. 29 ЖК.
К лицам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека, относятся те граждане, которые пользуются жилым помещением размером менее 12 кв. м на человека, т.е. менее нормы, которая установлена ст. 38 ЖК.
Лица, указанные в ч. 2 ст. 46 ЖК, вправе обратиться в суд с иском о признании права на освободившееся в квартире изолированное жилое помещение как в случае отказа им исполкомом в установленном порядке в предоставлении освободившегося жилого помещения, так и в случае предоставления этого помещения другим гражданам без обсуждения вопроса о праве проживающих в квартире граждан на освободившееся жилое помещение1.
Поскольку в соответствии со ст. 40 ЖК жилое помещение предоставляется в пределах нормы жилой площади, установленной ст. 38 ЖК, т.е. 12 кв. м на человека, требование проживающего в квартире нанимателя о признании права на освободившееся изолированное жилое помещение может быть удовлетворено, как правило, в случае, если общий размер освободившегося и занимаемого жилого помещения не превышает 12 кв. м на одного человека.
При этом учитывается право на дополнительную жилую площадь как самого нанимателя, так и проживающих с ним членов семьи.
Пример из судебной практики2: Решением исполкома Загорского городского Совета народных депутатов П. была предоставлена освободившаяся в двухкомнатной квартире изолированная комната размером 18,8 кв. м.
Проживающий в этой квартире Ч. обратился в суд с иском о признании за ним права на это помещение, ссылаясь на то, что с семьей из трех человек занимает комнату размером 15,1 кв. м, состоит в райисполкоме на учете по улучшению жилищных условий и освободившаяся в квартире изолированная комната должна быть предоставлена ему на основании ст. 46 ЖК.
Возражая против предъявленного иска, райисполком указал на то, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, а потому его жилищные условия могут быть улучшены только с соблюдением очередности и в установленном порядке.
Кроме того, норма предоставления жилой площади в области установлена в размере от 8 до 12 кв. м на человека, и истец не вправе требовать предоставления ему жилой площади в порядке улучшения жилищных условий исходя из максимального размера нормы.
Соглашаясь с решением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда, которым исковые требования Ч. были удовлетворены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР указала, что в соответствии со ст. 46 ЖК исполком вправе был заселить спорное жилое помещение в общем порядке лишь при отсутствии в квартире нанимателей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих жилую площадь менее установленной нормы на одного человека.
Проживающая в квартире семья Ч. состоит в исполкоме на учете по улучшению жилищных условий, и суд обоснованно признал за Ч. право на освободившееся в квартире помещение. Общий размер жилой площади квартиры составляет 33,9 кв. м и не превышает нормы жилой площади, установленной ст. 38 ЖК в размере 12 кв. м на одного человека.
Доводы исполкома о том, что норма, по которой может быть предоставлена жилая площадь, по Московской области установлена в размере 8 кв. м на человека, а также о том, что жилищные условия истца могут быть улучшены только с соблюдения очередности и в порядке, установленном для предоставления жилых помещений, не имеют прямого отношения к рассматриваемому спору, так как приведенные ответчиком условия и порядок предоставления жилья относятся к случаям предоставления жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий, судом же рассматривался спор о реализации гарантий, установленных законом для нанимателей жилых помещений в коммунальных квартирах.
При разрешении споров, связанных с применением ст. 46 ЖК, учитывалось, что освободившееся изолированное жилое помещение подлежит передаче проживающему в квартире нанимателю (при наличии предусмотренных в этой статье условий) и в том случае, когда право на распределение этого помещения принадлежит предприятию, учреждению, организации, с которым наниматель не состоит в трудовых отношениях1.
2. Глава 2. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире по ЖК РФ
Новый Жилищный кодекс, официально вступивший в силу 1 марта, еще как следует не заработал, но уже вызвал шквал недовольства. У многих граждан и чиновников. Потому что со дна души поднялся извечный страх перед любыми переменами, даже если они эфемерны, не изучены и еще не поняты. У чиновников. Например, губернатор Санкт-Петербурга озвучила несколько позиций новорожденного кодекса, которые, по ее мнению, должны быть изменены. У депутатов законодательных собраний субъектов Российской Федерации... по тем же причинам, по которым недовольны кодексом и граждане, и губернаторы. А еще потому что сейчас — и очень быстро — Законодательным собраниям субъектов Российской Федерации необходимо разработать и принять большое количество законов субъектов федерации, как говорится, вдогонку главному закону (Жилищному кодексу РФ)1.
Федеральный Жилищный кодекс разработан и принят с тем именно расчетом, что субъекты Российской Федерации во многом будут сами определять свою жилищную политику, исходя из собственных бюджетных возможностей и местных условий. Осознать эти условия, просчитать возможности, взять на себя ответственность за политику — дело нешуточное. Это глобальная работа, перед масштабом которой затрепетал бы любой.
Например, Жилищный комитет Санкт-Петербурга и депутатская комиссия по городскому хозяйству уже создали рабочую группу. Пока она формировалась, городской жилищный комитет успел разработать список из тринадцати городских законов, над которыми и надлежит думать. И хоть многие депутаты и сотрудники Законодательного собрания считают некоторые пункты этого списка лишними, он, скорее всего, будет реализован в полном объеме. Вот его содержание.
Будут изменены действующие ныне городские законы, касающиеся содействия города в улучшении жилищных условий, социальной нормы жилья, ценообразования в коммунальной сфере, продажи государственного жилья. Предполагается отменить закон «О предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах». Изменятся условия перевода жилых помещений в нежилые, перепланировки жилья.
Итак, в соответствии со ст. 59 ЖК РФ1 освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 статьи 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 статьи 59 ЖК РФ, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ.
Порядок этот более или менее похож на то, что было раньше. Освободившееся помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям или собственникам. Единственное кардинальное отличие от прежней нормы «если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях» (часть 1)1.
То есть по договору социального найма дают площадь только малоимущим. Комнату дадут, если они не нуждаются, но тоже малоимущие и у них меньше нормы предоставления, а при отсутствии таковых комнату предложат тем, кто пусть не малоимущий, но у него менее нормы предоставления. В последнем случае – по договору купли-продажи. А если таких семей нет в квартире, то в освободившуюся комнату вселят другую семью.
Я не согласен с этой нормой, хотя в проекте Жилищного Кодекса РФ вообще возможности выкупа не было. Считаю, что благодаря норме, которая содержалась в законе «Об основах федеральной жилищной политики» масса квартир коммунального заселения стали отдельными, граждане получили возможность разъехаться. При этом государство ничего не теряло, потому что выкуп в последние годы шел по рыночной стоимости, и эти деньги можно было направлять в бюджет, а потом на субсидии тем же очередникам.
Поэтому, по моему мнению необходимо исправление этой нормы, которая совершенно необоснованно приведет к консервации квартир коммунального заселения. И ничего хорошего из этого не получится.
Заключение
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 статьи 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 - 3 статьи 59 ЖК РФ, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ.
Порядок этот более или менее похож на то, что было раньше. Освободившееся помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям или собственникам. Единственное кардинальное отличие от прежней нормы «если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях» (часть 1). То есть по договору социального найма дают площадь только малоимущим. Комнату дадут, если они не нуждаются, но тоже малоимущие и у них меньше нормы предоставления, а при отсутствии таковых комнату предложат тем, кто пусть не малоимущий, но у него менее нормы предоставления. В последнем случае – по договору купли-продажи. А если таких семей нет в квартире, то в освободившуюся комнату вселят другую семью.
Я не согласен с этой нормой, хотя в проекте Жилищного Кодекса РФ вообще возможности выкупа не было. Считаю, что благодаря норме, которая содержалась в законе «Об основах федеральной жилищной политики» масса квартир коммунального заселения стали отдельными, граждане получили возможность разъехаться. При этом государство ничего не теряло, потому что выкуп в последние годы шел по рыночной стоимости, и эти деньги можно было направлять в бюджет, а потом на субсидии тем же очередникам. Поэтому по моему мнению необходимо исправление этой нормы, которая совершенно необоснованно приведет к консервации квартир коммунального заселения. И ничего хорошего из этого не получится.
Список использованных нормативно – правовых актов и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
2. Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г.;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
4. Жилищный кодекс РФ от 24 декабря 2004 г.;
5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Жилищному кодексу РФ М. ТК Велби, 2005 г.;
6. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г.;
7. Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. - 6-е издание, перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2003 г.
8. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации. - 4-е изд., испр. / Отв. ред. В.Б. Исаков. - М., Юрайт-Издат, 2003 г.;
9. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2001.
|