Содержание:
Вступление
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России
2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года
3. Исполнительная власть в Российской Федерации
4. Законодательная власть
5. Осуществление судебной власти в Российской Федерации
5.1 Верховный Суд Российской Федерации
5.2 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
5.3Конституционный Суд Российской Федерации
Вступление
Прежде всего, хотелось бы сказать о власти вообще.
Власть – это особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает (доминирует) над волей и действиями других людей и организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать. В первобытном обществе власть носила сугубо общественный характер.
Такими властными структурами являлись родовые органы управления.
Всякая власть реализуется в определенных отношениях – властных отношениях. Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулирования поведения людей. Власть старейшин и вождей основывалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении всех членов рода к старейшинам, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. С появлением государства организация и осуществление власти сосредотачиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением, общественными делами, т.е. осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и сохраняя права и свободы граждан.
Теория разделения властей - политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность властных различных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственными органами. Идея разделения властей, высказывавшаяся еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоятельного учения в середине XVIII в. Шарлем Монтескье. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. В современную эпоху принцип разделения властей является одной из основ конституционализма.
Разделение властей – один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках.
Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть предержащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принцип распределения властей впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через т.н. систему « сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст.10 Конституции РФ 1993 г. 12 декабря.
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Ст. 11 РФ гласит:
«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации».
«2.Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».
«3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».
Ст. 12 РФ гласит:
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства. Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.
Однако в настоящее время имеется достаточно большое количество противоречий, которые необходимо как можно оперативнее решать.
Разрешить большинство этих противоречий, путем контроля за осуществлением государственной власти в Российской Федерации призвана система разделения властей.
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей.
За прошедшие столетия принцип разделения властей – находится в развитии и постоянном совершенствовании, выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен и актуален и в третьем тысячелетии нашей эры. Этот принцип, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы, как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.
В условиях разделения властей население может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.
Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые, политические интересы предопределяли формирование институтов осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения.
Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило. Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере управления страной.
С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности России разделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этому принципу.
Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип разделения властей был закреплен в основном законе нашего государства в качестве принципа конституционного строя России.
Разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни.
У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти, прежде всего на общегосударственном уровне. Он, может быть, применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.
2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10, 11 главы об основах конституционного строя, о чем было уже отмечено во вступительной части работы.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).
Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило, к исполнительной). Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции.
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость - как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.
3 Исполнительная власть в Российской Федерации.
Исполнительная власть - в соответствии с принципом разделения властей - это правоприменительная власть, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых парламентом (законодательной властью) законов.
Исполнительная власть обычно принадлежит главе государства и правительству.
Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия законодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства), а также систему государственных органов, осуществляющих такие полномочия.
Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной статьи прямо указано:
1."Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».
2.»Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и Федеральных министров»
Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также реализовывать конституционное требование приоритетности и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти..." (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из различных министерств и ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц" (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих органов. В части первой данной статьи указано:
"Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации ... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом".
Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к компетенции Российской Федерации установление системы лишь федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию Федерации установление общих принципов организации системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации внесли изменения в свои системы органов исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами организации исполнительных органов власти, установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Хотя Конституция и предоставляет субъектам Федерации значительную самостоятельность и некоторую обособленность в установлении системы органов исполнительной власти, но все же в части второй статьи 77 устанавливает следующее положение:
"В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».
Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.
Однако единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации не является абсолютным. Ведь речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве. Такое единство имеет рамки, оно органически увязано с распределением компетенции между Федерацией и ее субъектами и их широкой самостоятельностью в пределах своей компетенции. Направляя и проверяя деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральное Правительство, федеральные министерства и ведомства должны помнить о пределах своей компетенции и о недопустимости нарушения предусмотренной законом самостоятельности субъектов Федерации.
4. Законодательная власть
Законодательная власть – это одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В демократических государствах может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, местными законодательными ассамблеями), но также и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти – в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства. Конституции ряда современных государств содержат положения о том, что Законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях (Оман, Бруней, Саудовская Аравия) Законодательная власть принадлежит исключительно монарху. Парламент – высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Парламент как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и в большинстве стран Латинской Америки Парламент называется Конгрессом; в РФ – Федеральным Собранием; в Литве и Латвии – Сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура Парламента.
Законодательные органы обычно наделены правом утверждения государственного бюджета и правом контроля над деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента и т.д.), а также некоторыми иными полномочиями: избрание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат и т.д.), ратификация международных договоров, объявление амнистии и т.д. В федерациях и некоторых децентрализованных унитарных государствах различаются общенациональные и региональные законодательные органы. В РФ законодательными органами являются Федеральное собрание РФ и представительные учреждения субъектов РФ (городская Дума в г. Москве и др.). В некоторых парламентарных монархиях (Великобритания, Канада) и республиках (Кения, Индия) составной частью общенационального законодательного органа (парламента) является глава государства (монарх, президент).
В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России наравне с другими осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем статья 94 Конституции, дополняя это положение, определяет, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и осуществляет законодательную власть на ее территории. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования. Палаты федерального собрания заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Федеральное собрание является постоянно действующим органом, осуществляющим законодательную власть в масштабах всей страны.
Конституция Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается от ранее действовавших представительных органов и, следовательно, является в определенной степени новшеством для нашего государства, здесь значимы два момента.
В соответствии с принципом разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти; Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его, поэтому законодательным органом.
Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации. Это положение обуславливается юридической природой и сущностью принимаемых им законодательных актов. Дело в том, что Федеральное собрание принимает федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы должны соответствовать и не противоречить Конституции Российской Федерации, в отношении же обычных законов и иных нормативно-правовых актов они являются базой, определяющей основные направления и развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и развивают положения Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им.
Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами республики получили право законодательной деятельности и активно используют это право в своих интересах, создавая собственные законодательные органы. Кроме этого правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти. Например, Президент может издавать указы, с помощью которых можно налагать вето на принятие законов, Правительство издает постановления и распоряжения, также являющихся нормативно-правовыми актами. Но ни один из этих органов не имеет права принимать федеральные законы. Именно поэтому Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и несет на себе главные функции осуществления законодательной власти.
Субъекты Российской Федерации в зависимости от их статуса могут принимать различные законодательные акты в силу принципа разграничения полномочий. Так в соответствии с пунктом а) части первой статьи 72 Конституции республики в составе Российской Федерации могут принимать конституции и законы; края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа - уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Но вместе с этим та же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что о соответствии федерального и местного законодательства должны равным образом заботиться как Федерация в лице своих органов, так и субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь предоставленным им Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои полномочия при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные органы используют свои властные полномочия для обеспечения, предусмотренного Конституцией Российской Федерации верховенства федерального закона над законодательством субъектов Федерации. Так, к примеру, Президент может использовать согласительные процедуры при возникновении разногласий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, а Конституционный Суд имеет право отменить действие нормативного акта субъекта Федерации в случае признания его несоответствующим Конституции Российской Федерации или федеральному закону.
Федеральное Собрание как высший законодательный орган имеет ряд дополнительных полномочий в отношении иных органов государственной власти. Однако не стоит понимать это как какое-либо исключение из принципа разделения властей. Данные полномочия в совокупности составляют контрольную функцию парламента, хотя прямо в Конституции эти функции таковыми не названы и не выделены. Контрольные функции Федерального Собрания включают в себя следующие: ответственность Правительства перед Государственной Думой, участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за исполнением государственного бюджета, право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц и др.
5. Осуществление судебной власти в Российской Федерации
В соответствии с теорией разделения властей судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти ( наряду с законодательной и исполнительной). Она представляет собой: совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий, контрольных полномочий и др.; систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судов подразделяются на основные (исключительные) – по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судами возлагается на суды различных категорий (обычные – общей компетенции и специализированные, административные, конституционные), а также иногда так называемые квазисудебные органы.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов – организованных и действующих на единых принципах и началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия в Российской Федерации.
Судьи независимы в своей деятельности и подчиняются только закону; несменяемы, так как их полномочия могут быть прекращены (или приостановлены) только в порядке или по основаниям, установленным федеральным законодательством; неприкосновенны.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (иногда с привлечением присяжных заседателей); слушание дел и их разбирательство носят открытый характер (однако допускается и закрытое разбирательство по вопросам государственной тайны, нравственности, этики, семейных отношений и т.д.).
Статья 118 Конституции РФ гласит:
« 1.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом ».
«2.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
«3.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит конкретный перечень судебных инстанций. Связано это прежде всего с тем, что в настоящее время продолжается реформирование судебной системы, и законодатель оставляет возможности для поиска оптимального варианта построения судебной системы.
5.1 Верховный суд РФ
Верховный Суд - это высшее судебное учреждение государства. В компетенцию Верховных судов современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.д.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и дел о наиболее важных государственных преступлениях.
Кроме того, Верховный суд является обычно и высшей апелляционной инстанцией, в которую обжалуются решения всех нижестоящих судов страны
В некоторых государствах (например, в США) Верховный суд осуществляет также функции толкования конституции и решения (в связи с рассмотрением конкретных дел) вопросов о соответствии ей других актов, принимаемых конгрессом, штатами и федеральными правительственными органами.
В ряде государств (например, ФРГ) названные функции разделены, и наряду с Верховным судом осуществляются специальным Конституционным судом.
В разных государствах Верховный суд может иметь различные официальные названия: например, Верховный Кассационный суд в Италии, Ареопаг – в Греции, Государственный суд в Эстонии, Федеральный суд в Швейцарии и т.д.
Статья 126 Конституции Российской Федерации определяет статус Верховного Суда Российской Федерации:
"Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".
Придание Верховному Суду статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в статье 126 названы еще и иные дела. Это положение отражает ведущиеся поиски более совершенных форм судебной деятельности. Так, в частности, высказываются предложения о создании специализированных подсистем общей юстиции - судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.д. В случае принятия этих предложений законодателем статья 126 Конституции не станет препятствовать их реализации.
В состав Верховного Суда входят Пленум, Президиум, Судебные и Военная коллегии. Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Что касается полномочий Верховного Суда как суда первой инстанции по делам вверенной ему компетенции, то в соответствии с Концепцией судебной реформы, предлагается максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции.
Долгое время считалось, что руководящие указания Пленума Верховного Суда обязательны для судов. Однако это положение противоречит принципу независимости судей и подчинения их только закону. Статья 126 изменила данное положение и сегодня уже не рассматривает вышеназванные разъяснения в качестве обязательных для судей.
5.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Арбитражный суд в РФ и ряде других государств - суд специальной юрисдикции, осуществляющий правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции. В Российской Федерации деятельность арбитражных судов регулируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом» Об Арбитражных судах РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административным и иным правонарушений: между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; между РФ и субъектами РФ; между субъектами РФ Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Систему Арбитражных судов в РФ составляют:
Высший Арбитражный суд РФ, федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные суды республик, краев, областей городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Решения Арбитражных органов окончательны и обжалованию не подлежат, исполняются в срок, установленный судом. Если срок исполнения не указан, то решение подлежит немедленному исполнению.
Арбитражный суд принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче возникшего или могущего возникнуть спора в Арбитражном суде, а также споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров.
Каждое дело рассматривается несколькими арбитрами или одним арбитром. Данные принципы работы Высших Арбитражных судов закреплены ст. 127 Конституции РФ.
« Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
5.3 Конституционный суд Российской Федерации
Конституционный суд в ряде государств - это особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора.
Впервые был учрежден в Австралии в 1920 г. С тех пор этот институт получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Америки.
В отличие от обычных Верховных судов Конституционный суд не входит в систему судов общей юрисдикции. Например, в ФРГ, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии Конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.
Члены Конституционного суда либо избираются парламентом (в ФРГ и Хорватии), либо назначаются главой государства (Кипр).
Иногда члены Конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (например, в Италии Конституционный суд в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой).
Наряду с осуществлением конституционного надзора Конституционный суд в различных странах имеет право толкования конституций, решает вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривает споры о компетенции и т.д.
В Российской Федерации Конституционный суд считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему.
Конституционный суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Он был создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда определяются Конституцией РФ ст. 128 и Федеральным конституционным законом « О Конституционном Суде РФ ОТ 12 июля 1994 г.
Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на двенадцать лет.
Основными принципами деятельности Конституционного суда РФ являются: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Заканчивая свою работу можно сделать вывод, что принцип разделения властей является необходимым для государства, так как проблема соотношения и взаимосвязи между различного рода органами (административными, муниципальными, субъектов федерации), существующими в территориальных структурах государства, с центральными органами государственной власти очень велики и многообразны.
Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям Конституции.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1996 г.
2. Конституция Российской федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид.лит., 1994. - 624 с.
3. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.1994 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
4. Закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации"
5. Закон РСФСР от 8.07 1981 года "О судоустройстве РСФСР"
6. Закон Российской Федерации от 4.07.1991 года "Об арбитражном суде"
7. Большой юридический энциклопедический словарь, автор и составитель А.Б. Барихин, Москва 2000 г. Книжный мир
Конституционное (государственное ) право зарубежных стран, А.А. Мишин, Москва 1996 г., изд. Пятое переработанное и дополненное.
Учебник Конституционное право России, М. «Юристъ», 1999 г.
Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин
|