Содержание:
Введение с. 3
1. Общие положения с. 4
2. Сервитуты с. 6
3. Право постоянного (бессрочного) пользования землей с. 9
4. Право пожизненного наследуемого владения землей с. 10
5. Право хозяйственного ведения и оперативного
управления с. 11
Заключение с. 23
Список используемых нормативно – правовых актов
и литературы с. 25
Введение
Вопрос ограничения вещных прав является отражением цивилизованности правовой системы общества. Например, после октябрьской революции в 1917 г. правовой институт сервитуты исчез из правовой реальности Советского общества, в силу объективных причин, однако это создавало почву для возникновения нешуточных конфликтов, которые далеко не всегда заканчивались миром.
Сегодня институт ограниченных вещных прав только еще складывается в правовой системе России, его нормы не свободны от пробелов и противоречий, однако наличия самого понятия ограниченных вещных прав уже свидетельствует о развитии правоотношений в нашем обществе, и выбор мною темы «Ограниченные вещные права» для написания курсовой работы, обусловлен осознанием важности и необходимости в гражданского законодательстве правовых норм посвященных ограниченным вещным правам.
Моя курсовая работа состоит из нескольких разделов:
Общих положений, где я постараюсь изложить общие представления об ограниченных вещных правах;
Сервитуты – в данном п.п. я раскрою данное правовое понятие и его
суть, как одного из основных ограничений вещных прав;
Право постоянного (бессрочного) пользования землей и право пожизненного наследуемого владения землей. В данном разделе я дам общее определение данным понятиям;
Права оперативного управления и хозяйственного ведения. В данном пункте я постараюсь выразить важность данных институтов современного гражданского права России, ограничивающих вещные права.
1. Общие положения
В настоящее время в Российской Федерации вещные права переживают «не лучные времена». Это с вязано с тем, что обоснованность существования некоторых из них учеными юристами ставиться под сомнение, а некоторые настолько обескровлены, что могут быть отнесены к числе вещных прав лишь с очень большой натяжкой.
До сих пор не прекращаются попытки изгнать из нашего гражданского законодательства и понятийного аппарата цивилистической науки право хозяйственного ведения, которым наделяются в отношении закрепленного за ними государственного и муниципального имущества, унитарные предприятия (кроме казенных).
Объясняется данная позиция тем, что в качестве подлинного товаровладельца в гражданском обороте якобы, может выступать только собственник, а потому сохранение в качестве хозяйствующих субъектов таких юридических лиц, деятельность которых покоится не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения, не совместимо с задачами и развитием развитого рыночного общества. Такая же угроза стоит и над правом оперативного управления.
Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками с введением в действие нового Земельного кодекса РФ от 28 сентября 2001 года, во многом утратили былое значение, но учитывая то, что данные правовые институты все же существуют в современной Российской правовой действительности, их краткая характеристика все же по моему мнению необходима в настоящей курсовой работе.
Вопрос о залоге продолжает оставаться сложным и по- видимому, так до конца не будет решен.
Отнесение залога, особенно ипотеки, к числе вещных прав уходит своими историческими корнями в то, как происходило зарождение залога в Римском праве.
Древнейшей формой залога в Римском праве была фидуция, при которой закладываемое имущество переходило в собственность залогового кредитора, при этом должнику предоставлялось право обратного выкупа этой вещи.
Кредитор, который не возвращал вещь, несмотря на то, что должник погасил свой долг и выполнил все другие принятые им обязательства, лишь поражался бесчестием и не мог воспользоваться в процессе в обоснование своих прав показаниями свидетелей. Это было достаточно ощутимой мерой, поскольку гражданский процесс в Риме в древнейшие времена был преимущественно устным.
Таким образом, ограниченных вещных прав при фидуции не возникало, что давно уже отмечено исследователями. И это вне всякого сомнения повлияло на то, чтобы залог был отнесен к числе вещных прав, хотя и ограниченных. Переход от признания залогового кредитора собственником заложенного имущества к полному отказу от закрепления за ним каких – бы то ни было вещных прав показался бы слишком болезненным.
Хотелось бы отметить, что к своеобразному использованию фидуции, сами того не подозревая, прибегают банки, которые дабы обеспечить возврат выданного кредита, сопровождают выдачу кредита заключением с должником соглашения, по которому должник передает заложенное имущество (чаще всего квартиру или дом) в собственность банка, а банк принимает на себя обязательство, в случае погашения должником своего долга, вернуть ему это имущество.
В современном Российском законодательстве относительно развернутую правовую регламентацию получили сервитуты. Правда, она не идет ни в какое сравнение с тем, как они прописаны в зарубежном законодательстве
2. Сервитуты
К числу ограниченных вещный прав еще в римском праве относились сервитуты, то есть права пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении.
После октябрьской социалистической революции сервитуты оказались не заслужено забытыми, что во многом было вызвано отсутствием права частной собственности на землю и ее изъятием из гражданского оборота, упразднением деления имущества на движимое и не движимое.
Но даже тогда, когда оборот земельных участков был заморожен, в жизни остро ощущалась потребность урегулировать отношения, возникающие между владельцами соседних земельных участков, особенно когда один из участков по своему расположению и конфигурации был предназначен к тому, чтобы в той или иной мере служить другому, без чего использование последнего сплошь и рядом невозможно.
Упорядочению отношений конфликтующих сторон вне всякого сомнения призвано помочь установление сервитутов, с помощью которых указанные отношения могут быть приведены в правовые рамки. сервитуты необходимы и тогда, когда права собственников, землевладельцев или землепользователей земельных участков должны быть ограничены в целях обеспечения публичных интересов. В то же время сервитуты могут быть прикреплены не только к земельному участку или иному недвижимому имуществу, но и к определенному лицу.
Таким образом, сервитут представляет собой постоянное вещное обременение, рассматриваемое как принадлежность "господствующего" участка. Такое обременение нельзя отделить от права собственности на господствующий участок, и оно так же не ограничено сроком, как и право собственности.
Однако в соответствии с п.4 ст.274 ГК РФ право сервитута может принадлежать не только собственникам, но также и лицам, которым земельный участок предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения или права постоянного пользования.
Право сервитута закреплено в законодательстве, однако для его установления необходимо заключение дополнительного соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Такой договор подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Хотя сервитут в определенной степени ограничивает права собственника, однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка права владения, пользования и распоряжения им.
Суть сервитута, как и любого другого вещного права, состоит в том, что при любом переходе прав собственности на земельный участок сервитут сохраняется (п.1 ст.275 ГК РФ). Поэтому можно сказать, что "служит" и "господствует" не собственник, а вещь.1
Законодательство большинства стран предусматривает деление сервитутов на сервитуты земельных участков и так называемые городские сервитуты (примером последнего может служить право на пристройку к чужой стене).
Такая же классификация есть и в новом Гражданском кодексе РФ. Как отмечено в ст.277 ГК РФ, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
Если обременение, накладываемое сервитутом, становится настолько тяжелым, что лишает собственника возможности использовать этот участок по своему прямому назначению, то собственник вправе в судебном порядке ставить вопрос о прекращении сервитута.
Появление института сервитута в нашем законодательстве в первую очередь связано с введением частной собственности на землю и вследствие этого с возможностью появления споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением соседними земельными участками.
Введение сервитута в отношении собственности на недвижимость позволит не только придать большую стабильность разрешению конфликтов по поводу объектов собственности на недвижимость, но и привнесет новые возможности в рассмотрение споров, связанных в разделом имущества. В этих случаях взаимные уступки, сделанные в целях уравнивания долей, будучи преобразованы в сервитуты, войдут как вещные права в стоимость имущества и позволят более надежно им владеть и распоряжаться.1
3. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ2 в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного управления.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ сохраняются.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Ранее право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком рассматривалось в земельном законодательстве как основное и главное право на землю. Поэтому нормы о пользовании землей были сформулированы в ЗК наиболее подробно.
4. Право пожизненного наследуемого владения землей
В соответствии со ст. 21 ЗК РФ1 право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином, до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ НЕ допускается.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением случаев перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства и права на наследство.Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность, находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок.
5. Право хозяйственного ведения и оперативного управления
По российскому гражданскому законодательству право хозяйственного ведения - это ограниченное вещное право, которым наделяются государственные или муниципальные унитарные предприятия с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника (ст.ст. 114 и 294 ГК РФ). Право оперативного управления также является разновидностью ограниченного вещного права. Его субъектами могут быть государственное федеральное унитарное предприятие (федеральное казенное предприятие) (ст. ст.115 и 296 ГК РФ) и учреждение, собственниками которого вправе выступать как государственные, так и частные организации и даже граждане (ст. 120 и 296 ГК РФ).
В соответствии со ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Все перечисленные в статье 295 ГК РФ права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.
Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия.1
В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными.2
Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 статьи 295 ГК РФ и в иных законах.
Итак, собственник вправе:
а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности.
Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК РФ.
б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;
в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам.
г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;
д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В п. 2. статьи 295 ГК РФ содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ).
От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.
Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК РФсогласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества.
По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права - имущество казенного предприятия и имущество учреждения.
Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.
Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК РФ, возлагается на этот орган.1
Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК РФ), так и учреждения (ст. 120 ГК РФ). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Гражданский кодекс РФ в статье 297 конкретизирует содержание права оперативного управления федерального казенного предприятия на закрепленное за ним имущество.
Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.
Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).
Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Статья 298 ГК РФ конкретизирует права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.
По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.
Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"1 высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.2
И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.
Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.
ГК РФ исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).
Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По общему правилу, имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению.
На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:
а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;
б) норма ст. 299 ГК РФ носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.
3. В п. 2 статьи 299 ГК РФ определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия.1
Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).
Заключение
Итак, в заключении мне хотелось бы сказать следующее, что институт ограниченных вещных прав имеет важное правовое значение в жизни цивилизованного общества.
К числу ограниченных вещный прав еще в римском праве относились сервитуты, то есть права пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении.
Сервитут представляет собой постоянное вещное обременение, рассматриваемое как принадлежность "господствующего" участка. Такое обременение нельзя отделить от права собственности на господствующий участок, и оно так же не ограничено сроком, как и право собственности.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного управления.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ сохраняются.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином, до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ НЕ допускается.
Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением случаев перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства и права на наследство.
По российскому гражданскому законодательству право хозяйственного ведения - это ограниченное вещное право, которым наделяются государственные или муниципальные унитарные предприятия с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника (ст.ст. 114 и 294 ГК РФ). Право оперативного управления также является разновидностью ограниченного вещного права. Его субъектами могут быть государственное федеральное унитарное предприятие (федеральное казенное предприятие) (ст. ст.115 и 296 ГК РФ) и учреждение, собственниками которого вправе выступать как государственные, так и частные организации и даже граждане (ст. 120 и 296 ГК РФ).
Список используемых нормативно – правовых актов
и литературы
1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 01.01. 1995 г.;
2. Земельный кодекс РФ от 28.09.2001 г.;
3. Жилищный кодекс РФ от 22.12. 2004 г.;
4. Комментарий к ГК РФ. Илларионов И.В. М.: Изд. Дом «Юстицинформ». 2005 г.;
5. Черных А.В. Залог недвижимости в российском праве. Москва. 1995г.;
6. Гражданское право. Часть первая и вторая Учебник / Под редакцией А.Г. Каплина А.И. Масляева. - М. Издательство “Юрист”, 2000 г.;
7. Гражданское право Российской Федерации. Части 1 и 2 ./ Под общей редакцией А.А. Рогалева. М. 1999. Издательство “Инфра . М”;
8. Гражданское право. Учебник./ под редакций А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. Издательство “ПРОСПЕКТ”, 1997 г
|