Введение
Реальное улучшение жизни людей, населяющих постсоветское пространство, повышение их благосостояния, обеспечение гарантий осуществления общепризнанных прав и свобод - стратегическая цель и, одновременно, главный критерий оценки деятельности Содружества Независимых Государств. Только слаженными, совместными усилиями государств - участников СНГ, основанными на четко выраженной политической воле, возможно достигнуть в этом деле ощутимого результата. Именно с целью улучшения жизни граждан стран СНГ и проходят на постсоветском пространстве процессы интеграции, анализ которых и является целью моей работы.
Актуальной темы настоящей работы не может подвергаться сомнению, поскольку, историческое развитие человеческого общества свидетельствует о постоянном, более или менее сильном стремлении отдельных индивидов и целых государств к интеграции.
Таким образом можно сказать, что процессы интеграции являются определяющими в современном мире, являющимися содержание внешнеэкономической политики большинства государств в мире.
На историческом переломе начала 1990-х годов перед бывшими союзными республиками встала беспрецедентная по масштабам задача радикального переустройства политических и экономических отношений, становления национальной государственности. Несмотря на остроту и силу центробежных тенденций, еще велико было стремление смягчить последствия распада единого государства, обеспечить институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества, сохранить складывавшиеся веками связи между народами.
В марте 1991 года, опираясь на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила признать утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР». Имея целью открыть больший простор для последовательной добровольной интеграции братских народов, объединявшихся в Союз ССР, было рекомендовано Президенту Российской Федерации разработать систему мер по дальнейшему углублению интеграции Российской Федерации, Республики Белоруссия и других бывших республик Советского Союза, включая проведение референдума Российской Федерации по вопросу поэтапного укрепления единства народов, составлявших Союз ССР. Одновременно с этим Правительству Российской Федерации было предложено, в рамках имеющихся договоренностей с государствами-участниками Содружества Независимых Государств усилить контроль за проведением интеграционных мероприятий в области экономики, научно-технического прогресса, социально-культурного и оборонного сотрудничества государств, созданных на территории Союза ССР. Депутаты Государственной Думы в Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств стали активно содействовать углублению и развитию связей братских народов в области государственно-правового и межнационального сотрудничества.
1. Понятие и цели интеграции
Основными целями интеграции являются:
? последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса;
? обеспечение устойчивого демократического развития государств;
? формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем;
? разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан;
? создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры;
? гармонизация законодательства;
? согласование внешнеполитического курса, обеспечение достойного места на международной арене;
? совместная охрана внешних границ Сторон, борьба с преступностью и терроризмом.
Многостороннее сотрудничество на начальном этапе существования СНГ явилось воплощением слабых центростремительных потоков и, одновременно, инерцией необходимости сохранения устойчивых политических, экономических, социальных связей бывшей сверхдержавы в формате нового межгосударственного образования. Заключенные в этот период "многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов на всем постсоветском пространстве".
При этом "размежевание бывших союзных республик прошло упорядоченно и не вызвало глубоких геополитических потрясений"1. Ярким примером стали Бишкекское и Московское соглашения 1992 г., в соответствии с которыми на большей части территории СНГ был сохранен безвизовый режим перемещения граждан государств - участников и провозглашен принцип взаимного признания государствами - участниками виз, выдаваемых их компетентными органами. Этот период можно рассматривать в качестве условно выделяемого первого этапа правового регулирования в данной области межгосударственного сотрудничества.
Действовавшие сначала параллельно, а затем, как по объективным причинам, так и вследствие проявления вполне определенной политической воли, начавшие вытеснять многосторонние соглашения, двусторонние договоры ознаменовали собой период, который в научной литературе нередко называется завершением "цивилизованного развода" бывших союзных республик. В сфере регулирования взаимных поездок граждан выделяется второй этап, в рамках которого межгосударственное общение на постсоветском пространстве все более входило в международно-правовые рамки сугубо двусторонних контактов. Был заключен целый ряд соглашений, сохранивших безвизовый режим взаимных поездок граждан государств Сторон. При этом по мере заключения каждого следующего соглашения выявлялись две тенденции.
Во-первых, происходила все большая детализация правового регулирования взаимных поездок граждан государств Сторон.
Во-вторых, имея в общем и целом аналогичное содержание, каждое соглашение по-своему отражало специфику межгосударственных отношений.Территориальные перемещения населения представляют из себя один из важнейших факторов интеграции, одновременно являясь ее постоянно усиливающимся стимулом. Происходящие в рамках субрегиональных интеграционных объединений, они способствуют активизации процессов экономического развития, взаимопроникновению культур различных народов и их взаимообогащению при сохранении уникальности, решению вопросов демографии. 28 апреля 1998 г. Межгосударственным Советом государств - участников Таможенного союза, учредивших впоследствии Евразийское экономическое сообщество (Далее - ЕврАзЭС), было принято Заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям", в котором в качестве одного из важнейших шагов на пути улучшения условий жизни населения упоминалось "обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, пограничного, таможенного и иных видов контроля".
В целях реализации данного положения Совет глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации принял Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств - участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты, где предусматривалось, что Стороны примут меры по организации в пунктах пропуска на государственных границах, а также в воздушных международных портах, через которые осуществляются воздушное сообщение между государствами - участниками Таможенного союза, перемещения физических лиц и их товаров в приоритетном, упрощенном порядке, включая, при необходимости, создание специальных "коридоров". Основанием пропуска физических лиц в приоритетном, упрощенном порядке являлось наличие действующих документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
На сегодняшний день очевидно, что перспективы эволюции СНГ в полноценное интеграционное объединение весьма и весьма спорны.
В связи с этим в рамках концепции многоформатной и разноскоростной интеграции "по принципу матрешки" были сформированы "менее широкие по составу, но более продвинутые по уровню сотрудничества межгосударственные объединения"1. Первым среди них можно назвать Евразийское экономическое сообщество. Правовое регулирование так называемого третьего этапа осуществляется на многосторонней основе в рамках межгосударственных объединений в составе СНГ. Примером служит заключенное государствами - участниками ЕврАзЭС Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан, в соответствии с которым сохраняется безвизовый режим таких поездок при наличии возможности для каждой из Сторон перейти в отношении другой (других) на отличный режим2 . Хотя указанное Соглашение и имеет приоритетное значение по отношению к национальному законодательству Сторон, не учитывать нормы последнего, безусловно, нельзя. В частности, граждане государств - участников Соглашения не освобождаются от порядка регистрации и миграционного контроля на территории каждого государства, так как Соглашением соответствующие вопросы не урегулированы. Следовательно, регистрация (и получение миграционных карт в Российской Федерации и Республике Казахстан) осуществляется ими в общем порядке, если иное не оговорено законодательными актами государств.
При этом законодательством каждого из государств определяется свой порядок регистрации, а также устанавливаются изъятия из общих правил, варьируются перечни соответствующих документов и т.д.
|