План
Введение…………………………………………………………..с.2
Анархический идеал будущего М. А. Бакунина…………....с.4
Анархический идеал будущего П.А. Кропоткина………......с.13
Заключение…………………………………………………….....с.23
Список используемой литературы…………….....................с.25
Введение
Целью данного реферата является выяснение взглядов идеологов русского анархизма на то, каким должно быть будущее человечества, человеческих коммуникаций.
Но чтобы лучше понять теоретические рассуждения П. А. Кропоткина и М. А. Бакунина необходимо ясно представлять базовые положения анархизма, собственно, знать и понимать, что такое анархизм.
Термином «анархизм» - (от греческого Anarhia - безвластие) называется общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате предполагаемого стихийного самовольного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.
С конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших торжеству гуманизма и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.
Анархизм стал специфической реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности. В представлении части революционеров у власти снова оказались угнетатели, говорящие другие слова, но по сути воспринявшие и применившие государственный аппарат с целью насилия и принуждения…
Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию.
В начале XIX века обозначились два главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом (Макс Штирнер) и анрхо-коммунизмом (Уильям Годвин). Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865). Он был активным участником революции 1848 года во Франции. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен. Говоря об идеологии анархизма, обычно называют трёх человек: Прудона, Бакунина, Кропоткина. Главной чертой, объединяющей их, была антигосударственность. Все они рассматривали государство как аппарат угнетения человека, подавления свободы большинства стоящим у власти меньшинством. Но в данном реферате мы изучим теории М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Анархический идеал будущего М. А. Бакунина
Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876) был сыном тверского помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому роду. Молодой Бакунин избрал для себя путь профессионального революционера, разрушителя государств, участвуя в революции 1848 г., в борьбе славян за свое освобождение от ига Австрийской империи с целью создания федерации славянских народов.
Освобожденный от национального гнета славянский мир должен был, по представлениям Бакунина, образовать федерацию, основания которой он представлял Славянскому съезду в Праге в июне 1848 г. Неразрывный братский союз должен был сочетаться с независимостью каждого народа. Во главе федерации предполагался Славянский совет, который (согласно пункту четвертому "Основ славянской федерации") "руководит всем славянством как первая власть и высокий суд, которому все обязаны подчиняться".
Народы, входящие в федерацию, должны отказаться от "своей державной власти", передав ее непосредственно в руки Совета. Но правительства у каждого народа сохраняются, и любой гражданин "имеет право обращаться к Совету против несправедливого действия своего отдельного правительства". Обладая всеми полномочиями, Совет может объявлять войну или заключать союзы с другими народами.
Внутреннее устройство народов основывается на "равенстве всех, свободе всех и братской любви". Сословия уничтожаются, земельные "уделы" уравниваются, каждое лицо имеет право жить среди любого славянского народа.
Бакунин стремился создать заговорщическую организацию анархистов способную установить безгосударственный строй в Европе. В последующие годы Бакунин предпринимает ряд попыток принять личное участие в организации русского и революционного международного движения. Осенью 1873 г. вышла его книга “Государственность и анархия” со специальным приложением, содержащим программу практической деятельности для русских революционеров. В ней прозвучал призыв “идти в народ” для агитации народа на стихийный бунт.
Бакунин сумел выразить основной мотив анархизма - идею бунта и борьбы за полное освобождение личности, общества от государства.
Впервые о коммунизме Бакунин узнал из книги "Die Socialisten in Frankreich" (1848) доктора Лоренца Штейна, в которой излагались системы французских социалистов Бабефа, Сен-Симона, Фурье и других. И эта теория ему пришлась по нраву. Бакунин интересовался и теоретическими построениями К. Маркса и Ф. Энгельса.
У Бакунина в 60-х годах XIX века окончательно оформилось анархистское мировоззрение. А под воздействием идей К. Маркса Бакунин стал сторонником идеи общинной собственности в противоположность собственности индивидуальной.
Бакунин считал, что там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Он соглашался, что государство предоставляет человеку безопасность, но не свободу.
Свобода никогда не уживается с политической властью, поэтому все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего существования составляет диаметральную противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности. И поэтому на взгляд Бакунина нет большой разницы между «полуварварской» Российской империей и самым цивилизованным государством Европы.
Суть всякой государственной власти, всякого правительства в порабощении народа. Следует иметь в виду, что бакунинский пафос отрицания государственности во многом основывался на анализе действительных противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества.
Бакунин считал, что подобно тому, как древние государства погибли от рабства, так современные погибнут от пролетариата, ведь ни там - ни тут, по его мнению, не было свободы для человека.
Это предсказание сбылось отчасти. В результате Первой мировой войны действительно рухнут империи (Российская, Австро-венгерская, Германская, Османская). На их обломках возникнут иные государства, но не федерации анархического типа. Вред государства проистекает, согласно Бакунину, из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности. Для Бакунина характерно и неприятие существующих правовых норм и собственно права. Так он писал: "Я не верю в конституции и в законы: самая лучшая конституция меня не в состоянии была бы удовлетворить. Нам нужно нечто иное: порыв и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мир"
Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотическими установлениями, они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному (человеческому) праву.
В своих произведениях Бакунин последовательно критикует и государственный социализм (прежде всего марксизм). Бакунин утверждал, что поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом, уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению нового класса – «красной бюрократии», идущей на смену старым привилегированным классам.
Организация же будущего социалистического общества согласно Бакунину, должна была строиться на следующих принципах:
- ликвидация частной собственности;
- отделение церкви от государства;
- свобода совести и культа;
- абсолютная свобода каждого индивида, который живет собственным трудом;
- ликвидация классов и сословий;
- взаимное уважение;
- всеобщее право, голоса, свобода печати и собраний;
- слом авторитарного государства и замена его системой
самоуправляемых сообществ;
- автономия провинций;
- отказ от имперских амбиций;
- благосостояние и свобода наций, их солидарность;
- экономическое равенство,
- отмена права наследования;
- равенство мужчин и женщин, свободный брак и т.д.
Бакунин призывал к социальной революции, разрушающей классово - государственные институты общества и заменяющей их безгосударственно - социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов.
Главной силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат («чернорабочий люд»), а в России – крестьянство.
История России показала, что коммунистическое государство построить можно, но это не означает наличия свободы, которую так ценят анархисты.
По мнению Бакунина природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты - зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие - основа для возникновения государства. Поэтому то государство немыслимо без рабства. Вместо государства Бакунин помышляет создать после социальной революции новый строй, основанный на “идее свободы”. Свобода индивидов и ассоциаций выступает при этом как некий априорный принцип, определенным образом сочетаемый в его умозрительной концепции с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы. Важнейшими среди них стало в конечном итоге требование разрушения государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета, которые, как считали анархисты, в принципе несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов. Но это не означает распада общественных связей.
Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин в духе Прудона. Свобода индивида, по определению Бакунина, есть не что иное, как “отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных”.
“Коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, - утверждал Бакунин в работе “Кнуто-германская империя”, - когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”. Сопоставляя индивидуальную и коллективную свободу, Бакунин склонен был видеть в достижении реальной свободы для каждого подлинную цель истории, а в уважении достоинства личности - высший нравственный закон.
Бакунин стремится к организации общества и коллективной собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности. Бакунин считал, что только таким образом можно будет достичь свободы каждого.
Свобода нужна для развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими путем воспитания, научного образования и материального благополучия. Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.
В “Революционном катехизисе” 1868 г. Бакунин выдвинул требование отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных кодексов на том основании, что они противоречат “общечеловеческому праву”.
Праву политическому, официальному Бакунин противился не в меньшей степени, чем догматам религии и церкви, оправданию привилегией богатства, привилегий знатности. За всеми этими учреждениями он видел скрытое насилие и политическое принуждение.
Поскольку всякая власть, в представлении анархиста, зиждется на насилии, на пренебрежении к человеческой воле, то для того, чтобы уцелеть, она стремится расширить свои полномочия и воздействие путем подавления инициативы личности, группы и вообще любого объединения людей при помощи закона - закона, так сказать, собственного изготовления.
Свобода человека должна соизмеряться, подчеркивал Бакунин, не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той свободой, которая есть отражение “человечности” и “человеческого права” в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.
Что же противопоставлял теоретик анархизма юридическому закону? В этом пункте его программа расплывчата и лишена концептуальной завершенности. Он выступал за абсолютную неприкосновенность и неотчуждаемость личной свободы и обращал свой мысленный взор на “рациональное”, т.е. разумное, естественное, человеческое право, внутренний нравственный закон: “Необходимо проводить четкое различие между историческим, политическим и юридическим правом и рациональным, или просто человеческим правом. Первое правит миром вплоть до сего часа, заставив его смириться с кровавой несправедливостью и угнетением. Второе право станет орудием нашей эмансипации”.
Ополчаясь против права - привилегии, возникающей из насилия над людьми, Бакунин вслед за многими социалистами в основу правовых отношений идеального общества положил труд. “Труд - основа достоинства человека и его права. Ибо лишь свободным разумным трудом творит человек цивилизованный мир, сам, как творец, отвоевывая у внешнего мира и у собственной животной природы свое человеческое естество и свое право”.
Свои мечты о свободном безгосударственном обществе, основанном на социальной справедливости, об анархистской федерации, столь напоминающей прудоновский идеал, Бакунин надеялся осуществить посредством народного бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер. В этом особенность бакунинской тактики, специфика бакунинского направления в народническом движении.
Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере - социальная революция, в политической - разрушение государства. Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для русских социалистов. Тем не менее, в “Прибавлении “А” к “Государственности и анархии”, полемизируя против Лаврова и программы “Вперед!”, Бакунин доказывал, что ставка на предварительное разъяснение идей социализма ошибочна, ибо народ имеет свой давно выношенный идеал.
“Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным трудом. Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами. Третья черта одинаковой важности с двумя предыдущими – это псевдосвободная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное отношение к государству”.
Надо добиться истинной социально-революционной комбинации – соединить революционный инстинкт мужика и идейностью интеллигенции, которая, “Проведя между общинами живой ток революционной мысли, воли и дела”, заинтересовав революцией “лучших крестьян”, сможет “поднять вдруг все деревни“. Задача интеллигенции - вызвать эти бунты, не ожидая, когда пропаганда социалистических идей приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится. В действительности бакунистам не удалось поднять не только “все деревни”, но хотя бы отдельные районы. Их волевые импульсы мало влияли на общинно - патриархальное сознание русского мужика. Лишь после Первой мировой войны, когда в России будет полыхать Гражданская война, на Украине развернётся армия анархиста Нестора Махно.
Анархический идеал будущего П.А. Кропоткина
Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) родился в богатой аристократической семье, которая вела свой род от князей Смоленских. Он поступил в Пажеский корпус, самое привилегированное учебное заведение в России, где, как лучший ученик, был назначен камер-пажем Александра II. Это открывало перспективу блестящей карьеры при дворе. Но чувство долга перед идеализируемым, обожаемым народом, возникшее, у юного Кропоткина, как и у других представителей образованных слоев общества, привело князя к другой судьбе.
Кропоткин поразил петербургский высший свет и самого императора неординарностью своего выбора, записавшись в Амурское казачье войско. В Сибири он занялся научными исследованиями в области географии и биологии. Скоро его имя стало известным в научных кругах. Авторитет молодого ученого был столь велик, что Российское Географическое общество предложило ему пост генерального секретаря. За что бы ни брался Кропоткин, везде он демонстрировал блестящие дарования. Он хорошо рисовал и играл на фортепьяно, владел многими иностранными языками, был знатоком истории.
При такой многосторонней одаренности он мог проявить себя во многих областях науки и искусства. Но делом его жизни стала революционная анархическая деятельность. Совершив поездку за границу, Кропоткин под впечатлением от опыта Парижской коммуны 1871 г. и от общения с бакунистами из Юрской федерации осознает себя анархистом.
В 1872—1874 гг. князь активно участвовал в революционной пропаганде кружка чайковцев и написал программу кружка. В 1874 г. после ареста и заключения в Петропавловской крепости. Кропоткин сбегает из военного госпиталя за границу, где за 40 лет стал признанным идеологом международного анархизма.
С началом Первой мировой войны Кропоткин выступил в поддержку Франции, Англии и России против германского империализма, так как считал Францию центром мирового революционного движения, а Германию — оплотом реакции и милитаризма.
С восторгом, узнав о Февральской революции, Кропоткин вернулся в Россию в июне 1917 г. но к Октябрьской революции Кропоткин отнесся неоднозначно, видя в неё не только социально-экономические преобразования, и узурпацию власти одной партией.
В эти годы князь участвовал в пропаганде идей федерализма, содействовал развитию кооперативного движения.
Опираясь на свой огромный авторитет среди революционеров, Петр Алексеевич вызволил немало людей из застенков ЧК, протестовал против подчинения советов большевистским партийным комитетам, против разгрома новой властью кооперативного движения, против всесилия политической полиции и эскалации красного террора, против ликвидации свободной печати и уничтожения негосударственных издательств.
Кропоткин умер в феврале 1921 г. в Москве. В честь Кропоткина названа станция московского метрополитена.
В своем учении Кропоткин опирается, прежде всего, на традиции Просвещения и позитивизма. Мировоззрение Кропоткина в своих принципиальнейших моментах довольно существенно отличается от бакунинского: Бакунин был в большей степени практическим деятелем анархического движения, а Кропоткин — признанным теоретиком. Бакунин делал акцент на разрушении всего, подавляющего личность, Кропоткин же, напротив, мыслил скорее созидательно, конструктивно; Бакунин подчеркивал существовавшие в обществе классовые противоречия, Кропоткин —общечеловеческое (общебиологическое) начало. Для Бакунина человек является преодолением и отрицанием мира природы, для Кропоткина — его органической частью.
Кропоткин предпринял основательную попытку обосновать анархизм как развернутое мировоззрение, основанное на научно - позитивистском фундаменте, как универсальную теорию, охватывающую самые разные отрасли знания: от точных наук до социологии и этики.
Рассмотрим некоторых аспекты мировоззрения Кропоткина, то каким он себе представлял будущее человечества, каким оно должно быть по его мнению. Во второй половине XIX века у Петра Алексеевича окончательно сложилось его анархистское видение социальных процессов и в значительной степени оформилась доктрина анархо-коммунизма.
Кропоткин называл анархию «мировоззрение основанное на механическом понимание явлений, охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ».
Кропоткин много места в своей теории посвятил критике государственного устройства и насилия, которое реализуется в государстве. В значительной мере общество ответственно за те безнравственные асоциальные поступки, которые совершаются в его среде. Так считал Кропоткин. Преступления против личности и против собственности можно искоренить лишь при качественном переустройстве общества и естественном росте нравственных и социальных привычек. Частную собственность и возникшее для её защиты государство Кропоткин объявил не соответствующими природной сущности человека, культуре.
Но что же представляет собой человек, по мнению Кропоткина?
«Человек есть часть природы, а его личная и общественная жизнь есть так же явление природы, как и рост цветка или развитие общественной жизни у муравьев и пчел»,- пишет он в работе «Современная наука и анархия».
Кропоткин представлял общество будущего
«в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами,…а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными. Эти обычаи, однако, не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений и к развитию общественного идеала, все более разумного, все более возвышенного».
Таким образом - никаких властей, которые навязывают другим свою волю, никакого владычества человека над человеком, никакой неподвижности в жизни, а вместо того - постоянное движение вперед, то более скорое, то замедленное, как бывает в жизни самой природы.
Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий.…Никакого навязывания отдельному лицу, каких бы то ни было действий под угрозой общественного наказания или же сверхъестественного мистического возмездия: общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время исполнить.
Наряду с этим - полнейшее равенство в правах для всех.
Мы представляем себе общество равных, не допускающих в своей среде никакого принуждения; и, несмотря на такое отсутствие
принуждения, мы нисколько не боимся, чтобы в обществе равных вредные обществу поступки отдельных его членов могли бы принять угрожающие размеры. Общество людей свободных и равных сумеет лучше защитить себя от таких поступков, чем наши современные государства, которые поручают защиту общественной нравственности полиции, сыщикам, тюрьмам - т. е. университетам преступности, - тюремщикам, палачам и судам. В особенности сумеет оно предупреждать самую возможность противообщественных поступков путем воспитания и более тесного общения между людьми.
Ясно, что до сих пор нигде еще не существовало общества, которое применяло бы на деле эти основные положения. Чтобы общинная политическая революция могла восторжествовать, надо уметь провести одновременно революцию экономическую.
Свободная Община - такова политическая форма, которую должна будет принять социальная революция.
Мы также считаем, что если не нужно центральное правительство, чтобы приказывать свободным общинам, если национальное правительство уничтожается, и единство страны достигается помощью свободной федерации общин, - в таком случае таким же лишним и вредным является и центральное городское управление. Дела, которые приходится решать внутри отдельной общины, даже в большом городе, в действительности гораздо менее сложны, интересы граждан менее разнообразны и противоположны, чем внутри страны, хотя бы она была не больше Швейцарии или одного из ее кантонов. Федеративный принцип, т. е. вольное объединение кварталов, промышленных союзов потребления и обмена и т. д., вполне достаточен, чтобы установить внутри общины согласие между производителями, потребителями и другими группам граждан.
Община сама должна произвести революцию в своих пределах в то же время, когда она будет освобождаться от центрального государства. И по мере того как выяснилось в умах это решение, стал развиваться новый идеал: анархия.
Полнейшее уничтожение государства является в свою очередь исторически необходимым, потому что государство - это отрицание свободы и равенства;
Каждый народ, как бы мал он ни был, каждая община, а в общине все профессиональные, производительные и потребительные союзы должны иметь возможность свободно устроиться, как они это понимают, поскольку они не угрожают своим соседям. То, что на политическом наречии называется "федерализмом" и "автономиею", еще не достаточно; это только слова, которые прикрывают власть централизованного государства.
Полнейшая независимость общины, союз свободных общин и социальная революция внутри общины, т е. корпоративные группировки людей для производства, которые заменят государственную организацию существующего теперь общества, - вот идеал, который, как показал Бакунин, встает теперь перед на-
шею общественностью по мере того, как мы выходим из мрака прошедших веков. Человек начинает понимать, что он не будет совершенно свободен, пока в такой же степени не будет свободно все вокруг него.
Кропоткину видится единственным, рациональным исходом ассоциированный труд, при котором удается преодолеть недостатки как индивидуального, малопроизводительного, так и крупного, узкоспециализированного производства. При этом производственная ассоциация или община будет производить продукты не только для себя, или только для других, а для потребления всему обществу...
Кропоткин развивал идею о взаимопомощи, взаимоуважении, которое должно наполнять каждого человека для гарантий его личной свободы. Центральное место в анархистской теории Кропоткин уделяет взаимопомощи, солидарности в обществе. Именно благодаря этим качествам общество сохраняет свою устойчивость и может рассчитывать на перспективу. Эти взгляды продолжают и развивают известную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов, наполняя её высоким гуманистическим содержанием.
Кропоткиным, утверждает, что практика взаимной помощи и ее последовательное развитие "создали самые условия развития общественной жизни, благодаря которым человек смог развить свои ремесла и искусства, свою науку и свой разум". А стремление людей к взаимной помощи разрушило железные законы государства.
Взаимная помощь в обществе формирует этические, и нравственные законы, а через них осуществляется прогресс человеческого рода, и поэтому естественным является распространение ее "от первобытного рода к агломератам людей, все более и более обширным, пока, наконец, эти начала не охватят все человечество, без различия вер, языков и рас"
Взаимная помощь и солидарность, по мнению Кропоткина, были и остаются главным фактором прогресса, средством к выживанию видов и инстинктивной основой человеческой нравственности.
В своей последней работе «Этика» Кропоткин стремился разработать учение о свободной морали, независимой от санкций и принуждений.
Для мировоззрения Кропоткина характерна глубокая вера в природу и в народ, в их нерасторжимую связь, в неизбежность прогресса — несмотря на все помехи, создаваемые государством. В учении Кропоткина анархизм предстает не просто как тенденция в истории мысли, а как тенденция самой природной и общественной жизни, направленная к самоорганизации и гармонии на началах свободы и горизонтальной неиерархической координации.
Кропоткину представляется, что в результате стихийной народной революции произойдёт желанное разрушение государства несвободы. После чего собственность станет общим достоянием. Будет развито местное территориальное и производственное самоуправление анархических общин, в которых не будет единоличных правителей, но все вопросы будут решаться сообща. Многочисленные общины будущего анархического мироустройства будут заключать друг с другом различные договора, поддерживая между собой коммуникативные функции.
Излагая свою анархо-коммунистическую программу (сложившуюся приблизительно к 1880 г.), Кропоткин на передний план поставил личность и федеративный союз общин, объявил целью производства не прибыль, а удовлетворение потребностей человека, противопоставил идеям концентрации производства и разделения труда задачи децентрализации производства и интеграции труда. Все эти нововведения Кропоткин связывал с тенденциями современной мыслителю социальной жизни.
Коммунистический принцип распределения по потребностям Кропоткин обосновывал общественным характером современного производства (и вытекающей из него невозможностью измерить личный вклад каждого работника в тот или иной продукт) и растущим, благодаря успехам науки и техники, изобилием продуктов.
Кропоткин находил в окружающем мире ростки коммунизма и анархии - множество союзов и ассоциаций, основанных (хотя бы отчасти) на негосударственных и небуржуазных принципах.
Это научные общества, библиотеки, кооперативные и муниципальные учреждения, страховые союзы, артели, коммунальные службы.
Говоря о будущем анархо-коммунистическом обществе, Кропоткин так определяет основные приоритеты в экономической сфере:
— абсолютный примат потребления над производством;
— интеграция физического и умственного труда (и соответствующее этой идее «интегральное образование»);
— «довольство для всех» (распределение по потребностям);
— совместная обработка земли городскими и сельскими жителями;
— обобществление и плановость производства;
— прямой обмен между городом и деревней;
— децентрализация и разукрупнение промышленности;
—преодоление уродливого деления народов на «промышленные» и «аграрные» при максимальном самообеспечении областей.
По мнению Кропоткина, всё это поможет сделать труд творческим, приятным и сократить его до пяти часов в день, предоставив людям обширный досуг для развития своей личности.
Говоря о замене государственно-эксплуататорского строя строем вольных общин, основанным на солидарности и взаимопомощи, Кропоткин так формулировал сущность предложенных им мероприятий: «До сих пор политическая экономия знала только разделение труда; мы же настаиваем на его объединении; на том, что идеалом общества (то есть тем, к чему оно уже стремится) является такое общество, где каждый трудится физически и умственно; где способный к труду человек работает в поле и в мастерской; где каждая нация и каждая область, располагая разнообразием природных сил, сама производит и потребляет большую часть своих продуктов земледелия и промышленности».
Анархо-коммунистическое учение Кропоткина широко распространилось в конце XIX в. и скоро стало в анархическом движении преобладающим, привлекая многих революционеров своей «научностью», детальной разработанностью, наличием, как теоретического обоснования, так и конкретной программы действий. Хотя, критики анархизма вполне справедливым находили невозможность полнообъёмной реализации этого политического учения.
Заключение
Мы рассмотрели взгляды на будущее человеческого общества виднейших идеологов анархизма. Мы увидели истоки их мировоззрения и выяснили футурологическую специфику. Справедливое будущее мироустройство М. А. Бакунин и Кропоткин видели в массовом конгломерате «свободных общин», в которых все средства производства принадлежат не личностям, а коллективу. В такой форме известные анархисты видели возможность реализации стремления человека к личной свободе. Великие русские анархисты исходили из приоритета свободы; они далеко продвинулись в теоретическом решении проблемы свободы во взаимосвязи с равенством, справедливостью, солидарностью, взаимопомощью.
Итак, подведём итоги, обобщим вышесказанное.
Если М. Бакунин осуществляет попытку синтеза антропологического и социального подходов в своей концепции освобождения общества и человека, то П. Кропоткин подводит естественноисторическую и этическую основу под эту концепцию. М. Бакунин путь реализации свободы сводит главным образом к устранению государства. Его идеал - общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Важными составляющими такого общества выступают также равенство и справедливость для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации.
Если М. Бакунин лишь поставил вопрос об анархистской этике, то Кропоткин, прежде всего, занимался его разрешением. Решение проблемы свободы, таким образом, поднимается на более высокий уровень.
Основной предмет философских размышлений Кропоткина - взаимопомощь как основной фактор эволюционного развития всего живого. В рассуждениях Кропоткина доминируют методы естественных наук, индукция применяется к человеческим учреждениям.
Продолжая традицию французских энциклопедистов, он отождествляет свободу с естественным состоянием социума, где царит взаимопомощь. И со своей позиции защищает теорию Дарвина от тех, кто воспринял «борьбу за существование» изложенную учёным, как правило, и руководство для всего
Соотношение государства и человеческой солидарности у Бакунина аналогично соотношению государства и закона взаимопомощи у Кропоткина. Во многом сходятся и их представления о необходимости индивидуальной свободы в будущем обществе. Человек у М. Бакунина не растворяется в море социума, а у П. Кропоткина сам социум человечен (в моральном смысле) с самого начала. Важно уточнить, что высшее проявление нравственности связывается П. Кропоткиным именно со свободой, в отличие от простейшей нравственности, покоящейся на естественной взаимопомощи. Благодаря деятельности П. Кропоткина анархизм, получив своеобразное этическое обоснование.
Отметим, что федеративный анархический идеал не был реализован нигде в долгосрочном плане. Впрочем, работы идеологов анархизма представляют неподдельный интерес благодаря тому богатому материалу о современности, который отражается на их страницах. Их создали выдающиеся в своём роде люди.
Произведения идеологов анархизма вошли в антологию мировой политической мысли…
Список используемой литературы:
Произведения
Анархизм: Сборник / Гос. публ. ист. б-ка России; Предисл.: Старостина Е.В. - М., 1999. - 241 с.
Бакунин М.А. “Государственность и анархия», М.,1989
Бакунин М. А. Анархия - это свобода: [сборник]. М, 1991
Кропоткин П. А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р. К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с. - (Библиотека истории и культуры).
Кропоткин, П.А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 864 с. - (Антология мысли)
Кропоткин, П.А. Записки революционера / Послесл. и примеч. Твардовской В.А. - М.: Мысль, 1990. - 527 с.
Кропоткин, П.А. "Этика" // Опыты. - М., 1990. - С. 248-270
Книги
Маркин, В.А. Петр Кропоткин. - Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1992. -302 с. - (Замечат. люди Сибири) Библиогр.: с.289-294.
Мартышин О.В. “История политических учений: эпохи свободной конкуренции и буржуазных революций”. Выпуск 2.М., 1996;
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. - М.: Наука, 1991. -319 с.
Пирумова Н. М. Пётр Алексеевич Кропоткин, М. 1972
Ударцев, С.Ф. Кропоткин. - М.: Юрид. лит., 1989. - 143 с - (Из истории полит. и правовой мысли)
Статьи
Мидоянц, С.А. Безгосударственный социализм (М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин об идеале общественного устройства) // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. - М., 1990. - С. 90-116
Чайковский, Ю.В. Князь Кропоткин - революция и эволюция // Вопр. истории естествознания и техники. - М., 2003. - N 3. - С. 170-182
|